О том, что все больше покупателей предпочитают получать свои заказы в постаматах, а не у курьера, рассказал генеральный директор сервиса «Яндекс.Маркет» Максим Гришаков. По его словам, курьерская доставка, неудобна вынужденным ожиданием. Особенно это заметно в больших городах, где курьерские службы не могут сообщить точное время прибытия курьера. Установка автоматов выдачи заказов в местах, где люди работают или часто бывают, выглядит естественным решением проблемы. Покупатели приходят к почтомату в удобное время и забирают посылку. И в целом рынок движется в сторону автоматических пунктов выдачи.
Аналогичный прогноз сделал исполнительный директор курьерской компании «МаксиПост» Алексей Прыгин. По его мнению в ближайшие 2 года количество автоматических пунктов выдачи будет расти, постепенно забирая долю рынка у курьерской доставки.
Вероятно, к таким же выводам пришли и другие компании, чей бизнес так или иначе связан с доставкой товаров или посылок. Собственную сеть почтоматов развивает Ozon, Почта России, интернет-магазин «Утконос». Недавно о создании своей сети автоматических пунктов выдачи объявили X5 Retail Group и «Яндекс.Маркет».
Постаматы «Яндекс.Маркет» будут работать под брендом BoxBot
В прошлом 40 пилотных почтоматов «Яндекс.Маркета» появились в клиентских офисах Сбербанка. Они были установлены в рамках совместного проекта с банком. А весной 2019 года сервис объявил о развитии собственной сети под брендом BoxBot. В течение года компания планирует довести число устройств до 600 штук. К началу 2025 года сеть BoxBot охватит города Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург и будет состоять из 4000 постаматов.
По конструкция автомат BoxBot несколько отличается от обычных постаматов, например, PickPoint или QIWI. В ней не предусмотрен экран. Управлять устройством клиенты могут через мобильное приложение по bluetooth-каналу. Для того, чтобы открыть ячейку пользователю не придется вводить номер заказа или код. Кроме того, почтоматы Яндекса не требуют постоянной онлайн-связи и могут работать без GPRS-сигнала. Это снижает издержки на их производство, содержание и позволяет размещать их в цокольных этажах ТЦ или на паркингах.
Количество почтоматов вырастет до 24 000
По прогнозам QIWI общее количество почтоматов в РФ в 2023 году достигнет 24 000. Рынок увеличивается ежегодно в 2 — 2,5 раза. К настоящему времени самыми большими сетями постаматов владеют QIWI (1928 шт.), PickPoint (1605 шт.), Ozon (1031 шт.), X5 под брендом «Халва» (812 шт.). Автоматизированные пункты выдачи обрабатывают 5% всех интернет-заказов. Ожидается, что к 2024 году этот показатель вырастет до 12%.