Благодаря спросу на бесконтактное обслуживание в период пандемии ускорилась цифровая трансформация экономики и развитие «умных городов». Дистанционное измерение температуры с распознаванием лиц, биометрическая оплата, цифровые коды здоровья — эти и другие бесконтактные технологии помогают поддерживать работу жизненно-важных предприятий и позитивно влияют на усовершенствование городской среды, общественных и государственных сервисов.
Вместе с появлением новых онлайн-услуг активно обновляются устройства самообслуживания разного назначения, апгрейд которых предполагает в основном внедрение интеллектуального управления. В частности, широкое распространение получили постаматы (автоматизированные устройства выдачи посылок).
В конце мая «Почта России» объявила о намерении устанавливать постаматы в многоквартирных домах. Ранее о таких планах сообщал Сбербанк. Это позволит доставлять в домашние почтовые ящики не только бумажную корреспонденцию, но и бандероли, заказы из интернет-магазинов. Сейчас «Почта России» оценивает решения, предложенные стартапами из «Сколково». Среди них — постаматы нового поколения, работающие автономно без подключения к интернету и электричеству, что позволяет эксплуатировать эти устройства практически в любой точке. Запуск пилотных проектов может начаться уже в этом году.
В Китае автоматические почтовые терминалы используют для приема документов в государственных учреждениях. Например, для подачи налоговой декларации тем, кто привык это делать в оффлайн-режиме, больше не нужно в рабочее время отстаивать очереди в налоговых службах. Они могут заполнить документы дома и поместить их в почтомат в любое удобное время. После проверки материалов сотрудники НС вложат сертификат проверки в ту же ячейку и отправят налогоплательщику онлайн-оповещение о необходимости забрать документ. Бесконтактное круглосуточное обслуживание безусловно удобно и для граждан, и для сотрудников госорганов. Но работа с документами предъявляет определенные требования к устройствам самообслуживания. Для того, чтобы получить документы из постамата, пользователь должен подтвердить свою личность.
Компания Telpo разработала постаматы, обеспечивающие идентификацию получателя множеством разных способов. Такие устройства повышают качество верификации пользователей, защищают их интересы и права на конфиденциальность персональных данных.
Интеллектуальный постамат Telpo поддерживает распознавание лиц, считывание ID / IC-карт / NFC-карт, сканирование QR-кода и другие способы идентификации. После успешной верификации личности ячейка автоматически открывается и пользователь получает доступ к своим документам. Система реализована на ПО с открытым исходным кодом под платформу Android. Это позволяет модифицировать софт под любые кастомные сценарии и приложения с высокими требованиями к точности идентификации.
Постаматы обеспечивают круглосуточное бесконтактное обслуживание граждан, исключают очереди и ручной прием заявок / документов, повышают эффективность ведения бизнеса и удовлетворенность граждан от использования интеллектуальных, хорошо организованных сервисов.
Пандемия повысила спрос на доставку в постаматы
Walmart опубликовал очередной отчет о доходах Q1 FY21, согласно которому выручка компании в первом квартале составила 134,6 млрд долларов, увеличившись на 10,7 млрд долларов (8,6%). При этом продажи через каналы электронной коммерции Walmart в США выросли на 74% благодаря хорошо организованной сети постаматов и инфраструктуре для самовывоза.
Walmart доставляет заказы из 3300 магазинов. С середины марта число новых клиентов, предпочитающих заказывать онлайн и забирать заказы в постаматах, увеличилось в 4 раза. В компании это связывают со страхом покупателей заразиться в переполненном супермаркете. Аналитики Walmart рассчитывают, что этот фактор и дальше будет стимулировать рост онлайн-продаж.
В период пандемии популярность сервисов бесконтактной доставки резко возросла, поскольку они снижают риск распространения инфекции и позволяют торговым точкам реализовывать товар. Те предприятия, которые ранее не пользовались доставкой в почтоматы, задумались над созданием собственной сети или совместном использовании партнерской. Это, действительно, удобно: курьер развозит посылки по постаматам, а покупатели забирают их в удобное им время, отсканировав штрих-код или идентифицировав себя другим способом (по карте, по лицу). Отсутствие контактов между курьером и покупателем не только минимизирует вероятность заражения, но и сэкономит время курьера.
Постаматы Telpo TPS731, например, распознают пользователя по лицу, идентифицируют его по ID-карте или IC-карте. Дополнительно устройство можно оснастить дисплеем и клавиатурой для ввода кода, а также динамиками для голосовых подсказок. Это расширяет возможности интерактивного управления почтоматом и позволяет использовать его в других приложениях.
Бесконтактная доставка заказов в устройства самообслуживания комфортна для покупателей и повышает их доверие к магазину, поскольку исключает ошибки и кражи посылок.