Группа Casino стала первым французским ритейлером, официально представившим концепцию магазина без персонала. Опередив конкурентов (Carrefour, Auchan и Intermarché), компания в октябре 2020 года открыла первую автономную торговую точку BlackBox под брендом своей дочки, торговой сети Monoprix. Располагается новый магазин рядом со штаб-квартирой Monoprix в Клиши. Павильон занимает площадь 18 м² и работает круглосуточно, без выходных. Продуктовые запасы пополняются ежедневно из ближайшего магазина сети.
«Мы начали работать над проектом полтора года назад, наша цель — полностью беспилотное обслуживание», — поясняет заместитель директора по инновациям и цифровой трансформации Группы Casino Лорэн Жонтан.
Производитель автоматического микромаркета — французская компания Hexagone. В конструкции использовалось оборудование и платежные решения технологических партнеров. Израильская фирма Shekel Brainweigh поставила умные полки, Ingenico — терминалы бесконтактной оплаты, Oreka из Реюньона разработала программное обеспечение.

Автономный магазин BlackBox Monop
Технологии, используемые в магазинах BlackBox, отличаются от Amazon Go отсутствием видеокамер и необходимости устанавливать специальное мобильное приложение. Но упрощение конструкции имеет и определенные плюсы — такой магазин обходится ритейлеру дешевле.
Вместо приложения для входа в магазин используется платежная карта, Apple Pay или Google Pay. На время пилота ассортимент автономного магазина ограничен 300 наименованиями товаров, среди которых снеки, предметы домашнего обихода, средства личной гигиены, антисептики, косметика и другие товары первой необходимости. Технология умных полок учитывает выбранные покупателем товары и добавляет их в виртуальную корзину. Оплата — бесконтактная, картой или смартфоном, стоимость покупки пока ограничивается суммой в 30 евро. Перед выходом из магазина установлен сенсорный киоск, на котором отображаются выбранные товары. Покупателю нужно только подтвердить покупку и получить на электронную почту чек, если он нужен.

Терминал для бесконтактной оплаты в автоматическом магазине
Магазин без продавцов, видеокамер и приложений
Поскольку на территории Евросоюза действует регламент по защите персональных данных (RGPD), автоматические магазины нельзя оснащать видеокамерами. Вместо них в BlackBox используется решение «умная полка», которое с помощью гиперчувствительных весов и искусственного интеллекта идентифицирует взятые с полок продукты и формирует виртуальную корзину.
За месяц, прошедший с момента открытия автономного магазина, сотрудники офиса Monoprix тщательно его протестировали. Первые же тесты выявили недостатки этой технологии — продукт, упавший с полки, система добавляет в корзину покупателя и учитывает в счете. То же самое происходит, если покупатель взял товар и сразу вернул его на полку. Только после перезагрузки в финальный счет попадают лишь выбранные покупателем товары.
Другой минус этой технологии — система может перепутать одинаковые по весу товары. Например, бутылочка обычной кока-колы и кока-колы «Zero» весят одинаково. Чтобы решить эту проблему, приходится размещать их на разных полках и на достаточном расстоянии друг от друга, тогда как в планограмме традиционного магазина эти товары обычно находятся рядом. По словам представителей Группы Casino, после многочисленных тестов число таких ошибок удалось снизить до 1%.
Еще одно ограничение — магазин не может обслуживать несколько покупателей одновременно, поскольку все выбранные товары попадают в одну виртуальную корзину. Но в условиях пандемии это скорее плюс, чем минус.
Несмотря на недостатки первый французский магазин без продавцов уже показал свою востребованность. Обеспокоенные распространением коронавируса люди с воодушевлением приняли новый формат бесконтактных покупок. Автономный магазин безопаснее обычного супермаркета, поскольку в магазине не может одновременно находится более одного покупателя.
Выгодны ли магазины без персонала?
Для установки и запуска автоматического магазина требуется источник электричества и сеть 4G. Отсутствие персонала и касс для приема наличной оплаты позволяет экономить место внутри павильона. В отличие от обычного магазина, для торговли через BlackBox не нужна лицензия, нет и расходов на аренду помещения. Тот факт, что система не использует видеокамер и потому стоит намного дешевле, делает ее весьма привлекательной с точки зрения дальнейшей коммерциализации.
В течение 1-2 лет Monoprix планирует открыть еще 10 автоматических микромаркетов, а первый BlackBox после двухмесячного тестирования переедет в более людное место и станет доступен для широкой публики.
Как работает автономный магазин BlackBox?
Лорэн Жонтан продемонстрировала работу автономного магазина BlackBox.