С тех пор как появились недорогие отечественные кассы самообслуживания, российские ритейлеры начали массово преобразовывать традиционные кассовые зоны в автоматические. Этот процесс подстегнул коронакризис, из-за которого магазинам пришлось избавиться от части персонала, и противоэпидемические меры, вынуждающие сокращать контакты между людьми.
Судя по скорости и масштабам этой конверсии, экономически она вполне оправдана. Только за последний год «бесчеловечные» кассы российского производства появились в магазинах «Пятерочка», «Магнит», в региональных сетях «Слата» и «Мария-Ра». Недавно ими начали оснащать российские магазины «Декатлон» и новые дискаунтеры «Чижик» X5 Retail Group.
X5 установила уже 3500 касс самообслуживания в 1 186 магазинах и планирует дальше развивать проект. Об этом 10 ноября в интервью «Российской газете» рассказал член правления X5 Игорь Шехтерман. По его словам кассы для X5 производят российские предприятия, поэтому ритейлеру они обходятся в три раза дешевле зарубежных аналогов.
Покупатели охотно поддержали тренд на «бесчеловечность». Видимо, к нежеланию терять время в очереди добавились еще опасения подхватить инфекцию. В «Мария-Ра», например, после двух недель тестовой эксплуатации в кассы самообслуживания перетекло 50% клиентского потока. Перед запуском новых касс ритейлер опасался, что пожилые покупатели не будут пользоваться новинкой. Но практика показала, что пенсионерам нравится возможность самостоятельно проверить свои покупки, аккуратно сложить и оплатить без спешки и опасения быть обманутыми.
В октябре сеть «Декатлон» начала оснащать свои российские магазины кассами самообслуживания. В первом из них, расположенном в Алтуфьево, самостоятельную покупку выбирают уже 40% клиентов. Несмотря на плотный трафик в часы пик удалось сократить очереди и разгрузить персонал. Для защиты от ошибок и краж все товары здесь маркированы RFID-метками, а кассы оборудованы считывателями.
Зарубежные магазины французского ритейлера работают с таким кассами уже несколько лет.
Эпидемия COVID-19 изменила покупательское поведение. Человеческий фактор и раньше часто вносил негативную составляющую в процесс обслуживания клиентов, с началом пандемии его влияние усугубилось еще и возможностью случайного инфицирования. В этих условиях устройства самообслуживания приобретают особую актуальность, выполняя роль своеобразного барьера между клиентом и продавцом.