Содержание
Установка вендинговых автоматов в школах, ВУЗах и других учебных заведениях вызывает множество дебатов среди родителей, педагогов, законодателей, общественности. Сторонники этой идеи считают, что торговые автоматы дают школьникам и студентам возможность перекусить в любое время. Однако, есть и те, кто считает, что установка аппаратов способствует потреблению нездоровой пищи и создает проблемы с дисциплиной в школах.
Основной аргумент в пользу установки автоматов — специальный ассортимент блюд и продуктов, адаптированных для детей и составляющих альтернативу обеденным перерывам и перекусам. Обычно, в школьных вендинговых автоматах продают фрукты, орехи, йогурты, питьевую воду в бутылках. Все эти продукты относятся к здоровому питанию и НЕ нарушают приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178, регламентирующий напитки и продукты питания для продажи в детских образовательных учреждениях.
Кроме того, вендинговые кафе обеспечивают дополнительный источник дохода для школы, который можно использовать для финансирования различных программ и мероприятий, что особенно важно при недостаточном бюджете.
Тем не менее, критики утверждают, что установка вендинговых автоматов поощряет потребление нездоровой пищи и напитков. Это, по их мнению, противоречит усилиям по борьбе с детским ожирением и проблемами здоровья. Кроме того, существует мнение, что торговые автоматы отвлекает учеников от занятий.
Можно ли устанавливать вендинговые автоматы в школах?
Быть или не быть торговым автоматам в школах? Большинство родителей и учителей категорически против их установки. Почему вендинг в школах снискал дурную славу?
Торговые автоматы с едой и напитками в школах впервые появились несколько лет назад. Устанавливать их начали в Москве по распоряжению городских властей. Учителя и родители в итоге признали эксперимент неудачным и бесполезным, поэтому автоматам указали на дверь. Сегодня мысли об их возвращении звучат вновь — на этот раз из уст бизнесменов. Представители одной из компаний рассказали, что подумать о возможной установке автоматов их попросили чиновники и директора нескольких учебных заведений. Новость у родителей особой радости не вызвала. В поисках компромисса предприниматели пришли на общегородское родительское собрание. Однако понимания и тут не нашли. Почему?
Во-первых, вопросы у родителей вызывает ассортимент предлагаемой продукции. Из напитков детям готовы предложить бутилированную питьевую воду, фруктовые и овощные соки, ягодные морсы, охлажденный чай, какао-напитки и кисломолочные продукты. Из еды — сухофрукты, орехи, вафли, печенье, пряники, ирис, зефир, молочный шоколад. По словам председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмилы Мясниковой, многие продукты, как правило, с увеличенным сроком годности, а значит, с консервантами, которые могут вызвать аллергию. Вендинговые операторы, напротив, утверждают, что вся продукция полезна и безопасна для детского питания, и ссылаются на рекомендации Минздрава, Института питания Российской академии медицинских наук и Роспотребнадзора.
Второй и самый важный вопрос: кто будет следить за качеством хранения и состоянием продуктов? Представим такую ситуацию: автоматы пополнили запасами в понедельник утром, прошла неделя, раскупили не все. Условно говоря, остался кефир, срок годности которого ограничен. К тому же устройство работает круглые сутки, система может отказать, произойдет сбой и автомат на время отключится, и ночью никто этого не заметит, а значит, теоретически продукты могут подпортиться. В итоге, говорят родители, ребенок может отравиться. Кто в этом случае будет отвечать? В первую очередь, обвинят комбинат питания, который обеспечивает детей в школе горячими завтраками и обедами.
Комбинат, как правило, знает, кто приготовил, кто привез продукты, и за это несет полную ответственность. По новому контракту он теперь даже поставкой питьевой воды занимается, чтобы не было путаницы, и был один ответчик, — пояснила Людмила Мясникова.
Она также добавила, что буфеты, если потребуется, готовы продлить свою работу. То есть, если дети задержатся в школе, они смогут во второй половине дня выпить чашку нормального горячего чая и съесть нормальную булочку без всяких консервантов и добавок.
По мнению депутата Мосгордумы Нины Минько, торговые автоматы идут вразрез с программой внедрения электронных карт школьника. Они используются как пропуск в школу и электронный кошелек, с помощью которого учащиеся расплачиваются за завтраки и обеды в столовой. Главное — каждый родитель может проконтролировать, чем же питался его ребенок. На мобильный телефон мамы или папы приходит СМС, в котором указано, что конкретно съел и сколько за это заплатил школьник. Автоматы же, уверена депутат, все перечеркнут и вернут детей к наличным деньгам, что совсем нехорошо.
В магазине или подземном переходе еду в автоматах дети покупают вместе с родителями, которые могут ненавязчиво подсказать, что можно, а что нельзя. В школе они будут предоставлены сами себе, — отмечает Людмила Мясникова.
Еще один момент — психологический. Допустим, ребенок выбрал сок, внес деньги в купюроприемник, а автомат ничего не выдал. Мясникова уверена, дети будут нервничать, расстраиваться и трясти устройство, чтобы получить заветное лакомство. Тем более, говорят учителя, такие прецеденты раньше были. Были и единичные несчастные случаи: учащиеся младших классов в познавательных целях засовывали руки в автомат, из-за чего в итоге получали хоть и небольшие, но травмы.
Все замечания совет родительской общественности зафиксировал в экспертном заключении, которое направил руководителю департамента образования Москвы. Документ, по словам Мясниковой, носит рекомендательный характер. Окончательное слово — за управляющими советами школ, которые должны сами решить, нужны им торговые автоматы или нет. Хотя, судя по общему мнению родителей, очередного торгово-автоматного пришествия в школах не предвидится.
«На мой взгляд, торговые автоматы могут быть установлены в школах, если это будет согласовано с управляющим советом, который учитывает занятость детей и может выбрать тип автомата без сладостей и фастфуда. Должны быть также соблюдены условия качественного обслуживания автомата, ответственности за ассортимент продукции и исправность системы. В противном случае — неизбежны конфликтные ситуации», — считает Лада Силина, директор гимназии N 1595.
Как разместить вендинговый автомат в школе?
Несмотря на обильную критику, законодательно вендинг в школе разрешен. Более того, федеральный проект School Vending для организации дополнительного питания с помощью вендинговых автоматов на территории школьных и дошкольных учреждений одобрен Советом Федерации 27 апреля 2023 года и официально рекомендован к запуску во всех субъектах РФ. А вендинговые операторы Ленинградской области уже получили разрешения от властей на запуск проекта на территории региона и приступили к его реализации. Как работают торговые автоматы в школах, смотрите в нашем видео:
Решение об установке торговых автоматов в школах принимают сами учебные заведения с учетом мнения всех заинтересованных сторон и с учетом конкретных особенностей каждой школы. Важно сбалансировать потребности в доступе к здоровой пище с потенциальными негативными последствиями, чтобы создать наиболее благоприятную среду для обучения и развития учащихся.
В России насчитывается около 40 000 школ, в каждую из которых можно установить минимум два торговых автомата. То есть, потенциал этой ниши — 80 000 торговых автоматов. Всего по стране работает около 180 000 вендинговых аппаратов. Проект «Вендинг в школах» позволит увеличить их число на 50%.
При этом в проекте используются современные торговые автоматы, работающие в строгом соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора по ассортименту пищевой продукции, рекомендованной к реализации в вендинговых автоматах. Автоматы поддерживают возможность родительского контроля за покупками ребенка, что является огромным плюсом этого проекта.
Как установить торговый автомат в школе, читайте в специальной статье.