Не все родители готовы давать детям карманные деньги. У кого в семье есть школьники, тот знает почему. Оплата обедов наличными вызывает множество трудностей. Долгие расчеты в кассе собирают очереди, и дети не успевают поесть. Случается, что школьники теряют деньги или забывают их дома, и в итоге остаются без обеда. О том, что у них появляется возможность потратить карманные деньги не по назначению, тоже не стоит забывать. Во некоторых школах деньги на питание по старинке собирают учителя. Но это добавляет проблем преподавателям, у которых и так много забот. Поэтому сейчас повсеместно устанавливаются школьные терминалы и внедряются автоматические системы безналичной оплаты.
На Западе автоматизированные системы для оплаты школьных обедов появились 4 – 5 лет назад, примерно в то же время, что и у нас в стране. Впрочем, автоматика там используется не всегда. В США многим родителям счет за питание детей приходит в конце месяца. Оплатить его можно банковской картой. А в школьной столовой деньги не нужны: чтобы получить выбранные блюда, каждый ребенок просто называет свое имя. Этот вариант особенно распространен в частных школах. Что касается государственных, в них обычно дети пользуются небанковскими картами. Деньги на них заранее переводят родители.
В некоторых школах возможен контроль родителей за расходами детей. Для этого используются интернет-сервисы, с помощью которых родители постоянно видят, на что именно дети тратят деньги. Иногда ученики используют в столовой школьные удостоверения с штрихкодом, который считывается на кассе. В некоторых школах сканируют отпечатки пальцев детей, а потом списывают деньги с банковских карт родителей.
Во Франции для оплаты школьного питания в основном используют небанковские карты. Чтобы получить такую карту, надо обратиться в мэрию. Деньги за питание школьников списываются с банковских счетов родителей. Другой вариант — оплата по чеку в мэрии по итогам расходов школьника за определенный период времени.
В странах СНГ подобные системы хоть и медленно, но тоже внедряются. Автоматизированная оплата школьного питания вызывает интерес в Белоруссии, Казахстане, Украине. Россия уже сегодня может поделиться собственным опытом. В ряде российских школ используется специальная небанковская RFID-карта. На нее родители переводят деньги со своей банковской карты. Недостаток этой системы в том, что все-таки сохраняются очереди в столовых.
Школьные терминалы избавят от очередей
Во многих школах пока нет терминалов, поэтому каждому ученику нужно дождаться своей очереди в кассу столовой, чтобы рассчитаться за обед. В среднем в школе порядка 1000 учеников, а на обед отводится только две перемены. То есть, в столовой одновременно обслуживается около 500 человек. Решение этой проблемы была найдено в чебоксарских школах. В рамках проекта была комплексно модернизирована система школьного питания. В школах установили терминалы — по несколько на каждом этаже. К ним нет очередей, операция оплаты небанковской картой выполняется в среднем за 5 секунд. Терминал выдает школьнику чек для столовой. Оплатить обед можно не только на большой перемене, но и на обычной, заранее.
Раньше в этих школах дети платили за обеды наличными. Бывали случаи, что вместо еды школьники покупали игрушки, у некоторых деньги попросту отбирали. Теперь ситуация значительно изменилась. Сразу после оплаты родители школьника получают SMS-уведомление. Это гораздо удобнее, чем узнавать о расходах ребенка в конце месяца. Кроме того, родители могут пользоваться личным кабинетом, в котором есть вся информация по операциям. Расходы на установку терминалов и программы берет на себя один из местных банков. То есть, школа никаких затрат не несет.
Как работают школьные терминалы?
Родители открывают счет в банке и получают 2 карты — банковскую и расчетную (для ребенка). Пополняют онлайн-счет небанковской карты. После этого школьник может ее использовать для оплаты. В с помощью программы на терминале он выбирает обед, прикладывает карту к считывающему устройству и получает чек об оплате. Затем по этому чеку он получает обед в столовой.
Результаты автоматизации оплаты школьного питания:
- Школа и классный руководитель не несут ответственности за деньги детей.
- Дети не носят с собой деньги, снижается риск воровства и потери.
- За счет безналичной оплаты упрощается работа бухгалтерии.
- Столовая получает больше прибыли за счет увеличения количества обслуживаемых школьников и большего разнообразия в меню.
- Уменьшаются очереди, исчезает необходимость есть в спешке или вовсе отказываться от обеда из-за нехватки времени.
- Снижается заболеваемость гастритом, улучшается здоровье детей. Они действительно обедают, а не тратят деньги на что-то другое.
На первом этапе в чебоксарских школах было установлено 94 терминала. Ведутся переговоры с несколькими банками для реализации подобных проектов в других регионах России.
Почему это выгодно банкам?
- Банк реализует социально значимый проект, что благоприятно влияет на его имидж.
- При минимальных вложениях банк получает до 1000 клиентов с одной школы.
- Нет расходов на рекламу услуг банка.
- Окупаемость достигается за короткий срок — от 3 до 12 месяцев.
Внедрять автоматизированные системы оплаты в российских школах весьма перспективно, поскольку это выгодно всем. Родители могут контролировать расходы ребенка. Ребенок получает полноценное питание, у него пропадает соблазн потратить деньги не по назначению. Администрация школы избавляется от необходимости постоянно собирать деньги и контролировать, кто оплатил обеды, а кто нет. Перед столовой открываются широкие возможности для кулинарного творчества: за более вкусную и качественную еду каждый ребенок «голосует» своей картой. Перед столовой открываются широкие возможности для кулинарного творчества: за более вкусную и качественную еду каждый ребенок «голосует» своей картой.
Согласование и внедрение систем безналичной оплаты обычно не вызывает трудностей. Подобные автоматизированные решения вписываются в рамки Национального проекта «Образование», направленного на модернизацию системы образования в России. Трудности могут быть связаны только с руководством конкретных учебных заведений: некоторые директоры «старой формации» не хотят тратить время на изменение системы учета и установку оборудования.
«Карта ученика» в принципе может служить еще и его пропуском. Контроль прохода всех учеников через двери школы можно автоматизировать на основе таких карт и RFID-рамок. Родителям будет приходить SMS-уведомление о том, что их ребенок пришел в школу или вышел из нее. Раньше в некоторых школах использовали турникеты. Теперь по правилам пожарной безопасности турникеты убирают, проблема контроля снова становится актуальной.
Сбербанковские инновации
Сбербанк решил избавить школьников не только от контакта с деньгами, но и с картами. Банк внедрил оплату питания по «по ладони». Проект был запущен в чебоксарском лицее №3. Биометрическая аутентификация выполняется всего за 2 секунды, при этом ребенок не контактирует с платежным терминалом. Для совершения платежа достаточно поднести ладонь к сканеру. Оптическая система по индивидуальному рисунку сгенерирует цифровой код, который и послужит идентификатором при оплате. Сумма платежа будет автоматически списана с лицевого счета учащегося.