Специалисты рассказали о цифровизации в образовании и о том, как применяются платежные системы в этой отрасли.
Как идет цифровизация в сфере образования, и что уже сделано в этом направлении?
— Прежде всего хотела бы отметить, что образования — это одна из немногих отраслей, возможно даже единственная, куда цифровизация пришла не сверху, а снизу. Здесь сами потребители услуги стали формировать те запросы, на которые пришлось искать ответы в области цифровой трансформации. То есть, сейчас обучающиеся уже точно знают, что они хотят получить, какие знания, у какого преподавателя, в каком учебном заведении хотят обучаться. Поэтому практически всем, кто занимается образовательным процессом, приходится менять свои подходы к предоставлению услуги. Если раньше услуга предоставлялась «как есть», то есть, поступаешь в учебное заведение и получаешь тот набор знаний, которые оно предлагает, то сейчас потребители стали более избирательны. Они четко знают, с каким преподавателем они хотят заниматься, какие знания и в каком объеме хотят получить. Образовательным учреждением необходимо соответствовать запросам, им приходится искать новые методы для того, чтобы изменить формат курса, платформу, перейти на дистанционное обучение, предложить витрины своих услуг, как в e-commerce. То есть, образовательные платформы приобретают формат интернет-магазина, такой площадки, где желающий обучиться может почитать про предлагаемые курсы, выбрать нужные и записаться на них.
Такие платформы ранее начали формироваться в сегменте дополнительного образования, на курсах повышения квалификации. Теперь это постепенно охватывает и школьное образование, особенно в частных школах, которые предлагают уникальные формы обучения и программы. Им необходимо все это презентовать и продвигать уже в новом цифровом формате.
— Как школы отреагировали на необходимость адаптироваться к условиям работы в пандемию, какие технологии потребовались?
Пандемия и самоизоляция ускорили те процессы, которые уже были запущены развитием технологий. Цифровизация в этой сфере пошла лавинообразно. Все, кто учится и преподает, фактически были вынуждены осваивать новые платформы и технологии. То есть, цифровой формат по сути в одночасье стал неотъемлемой частью образовательного процесса. Многие сразу адаптировались, быстро нашли решения, выбрали платформы для дистанционного обучения, технологии для создания новых учебных материалов. Это придало сильный импульс внедрению новых IT-технологий в образовательный процесс и в целом цифровой трансформации образования. Процесс обучения становится более персональным, направленным на конкретный запрос обучающегося.
Какие задачи решают платежные решения в новых реалиях?
Основная задача платежной системы — сделать безопасным и удобным прием оплаты за обучение. Кроме того, внедрение платежных решений открывает новые возможности для маркетинга, увеличения продаж, взаимодействия с клиентами, повышения их лояльности. Вообще, цели и задачи внедрения платежных решений в образовательных учреждениях сильно варьируются от случая к случаю. Но всегда можно подобрать такое решение, которое закроет практически все основные потребности.
— Как платежная система помогает администрации школы, родителям, детям?
Большинство родителей и детей уже пользуются некоторыми цифровыми сервисами, например, для оплаты школьного питания или дополнительных услуг (курсов, занятий, кружков). Это привычные технологии, с которыми мы давно знакомы. Все плюсы их внедрения в учебных заведениях очевидны. Прежде всего это уход от наличных денег и возможность родительского контроля за расходами детей. Внедрение безналичной оплаты дает такой инструмент родителям. Для администрации школы платежное решение обеспечивает прозрачность отчетности. Вся отчетность формируется автоматически, платежи проходят по индивидуальным идентификаторам, что сокращает вероятность ошибки зачисления на счет. Сразу видны все балансы, по всем ученикам, задолженности. Имеется возможность выставить счет на дополнительные услуги, который родители оперативно оплатят с помощью приложения, онлайн-сервиса или терминала самообслуживания.
Многие школы устанавливают терминалы самообслуживания, несмотря на расхожее мнение о том, что их установка вызывает сложности, в том числе связанные с законодательством. На самом деле никаких проблем с этим нет. Терминал самообслуживания может быть установлен администрацией школы по согласованию с советом школы. Это даст возможность прямо в школе посмотреть неоплаченные счета и сразу их оплатить картой или наличными. То есть, школа получает удобный и безопасный способ приема оплаты.
— Школьники тоже могут пользоваться терминалом, что-то самостоятельно оплачивать?
Школьники может быть этим и не будут пользоваться, потому что за них это делают родители. Но в высших учебных заведениях студенты пользуются терминалами охотно. Без лишних походов в бухгалтерию они идентифицируются в терминале как учащиеся, видят все свои задолженности и оплачивают их непосредственно в терминале. Это сокращает количество задолженностей, потому что упрощает доступ к информации о них.
— Насколько популярно внедрение платежных решений в частных школах, и изменилось ли ситуация из-за пандемии?
Внедрения платежных систем сейчас весьма востребовано практически во всех сегментах сферы образования, это и высшие учебные заведения, и дополнительное образование, мастер-классы и тренинги. Особенную популярность с начала пандемии получили тренинги и мастер-классы, поскольку есть запрос на приобретение определенных навыков за короткое время. Образовательные учреждения из своего, довольно широкого, спектра предметов формируют новые локальные пакеты, которые хотят быстро продать и потом быстро собрать по ним обратную связь. Поэтому внедряют онлайн-оплату и системы приема платежей с элементами маркетинга.
В любой системе приема платежей, как правило, предусмотрен сбор отчетности и аналитика, по которой система сама формирует персональные предложения, взаимодействует с маркетингом и каналами продаж.
Как внедрить платежную систему в учебном заведении?
— Поговорим подробнее о процессе внедрения платежных решений в учебных заведениях. Сколько времени занимает установка системы, и как это происходит?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку тут все зависит от целей и задач, которые организация хотела бы решить за счет внедрения платёжной системы. Если речь идет о реализации интернет-оплаты, то есть о подключении платежного модуля к сайту организации, то это делается достаточно быстро. Весь процесс занимает максимум 3-5 дней. Если мы говорим о создании некоего платежного хаба с внедрением онлайн-оплаты, установкой аппаратов самообслуживания и организацией взаимодействия этих каналов приема платежей, на это может уйти до месяца. А в некоторых случаях и больше, если, к примеру, нужно формировать большой продуктовый список или потребуется кастомизация. Если это обычное решение, которое мы устанавливаем на терминалах самообслуживания, то реализация занимает порядка двух-трех недель.
Дорого ли стоит внедрение платежной системы?
Платежная система не имеет какого-то контура с определенной, жестко заданной стоимостью. У нас это набор модулей, которые отвечают за определенные бизнес-процессы. Наше платежное решение не конкурирует с учетными системами, которые, возможно, уже используются в образовательном учреждении. Оно их дополняет. Поясню, что я имею в виду. Система умеет выполнять несколько функций:
- принимать безналичную оплату только через интернет-эквайринг;
- принимать наличные средства через терминал самообслуживания (дополнительная точка приема платежей);
- задействовать модуль программы лояльности, который позволяет организовать кэшбэк для пользователей или начислять бонусы в зависимости от стоимости покупок);
- задействовать модуль маркетинга, который отвечает за формирование персональных предложений (формирует отчетность по заданным параметрам и отправляет персональные предложения на их основе).
У каждого из модулей — своя стоимость. Мы предлагаем заказчикам на выбор две финансовые модели:
- 1 — решение устанавливается на север заказчика (это подходит для тех, чьи технические компетенции позволяют самостоятельно управлять системой;
- 2 — покупка лицензии, предусматривающая ежемесячную плату за пользование системой, установленной на наших серверах (технология, по которой работает большинство заказчиков).
Стоимость лицензии зависит от количества терминалов и набора модулей, подключенных к функционалу системы. При необходимости мы интегрируем наше решение с учетными и CRM-системами, которые уже используются у заказчика.
Как работает система лояльности в платежном решении?
Наше платежное решение позволяет создавать и хранить виртуальные кошельки пользователей. Этим наша разработка отличается от обычного подключения к интернет-эквайрингу. Мы создаем на каждого пользователя виртуальный кошелек в системе, и все платежи, которые пользователь совершает, учитываются и хранятся в платежном хабе. Таким образом, мы знаем, когда, за что, каким способом (через сайт или терминал) он платил. Программа лояльности может настраиваться в зависимости от задач заказчика. Например, в школах используется программа лояльности в виде поощрения учащихся. Мы внедряли такое решение в одной из частных школ. Если ученик не пропускает занятия, получает хорошие оценки, ему начисляются виртуальные баллы. Они накапливаются в его кошельке. Кроме системы поощрения, есть и система штрафов. Если ученик пропускает занятия без уважительной причины, то какое-то количество баллов списывается. Потом эти баллы можно обменять на школьных ярмарках или других мероприятиях на что-то ценное. Такая система позволяет вести учет баллов и стимулировать желание учащихся заниматься лучше. В дополнительном или высшем образовании, где обучаются не дети, а взрослые, можно организовать систему кэшбэка.
Какие платежные методы сегодня пользуются наибольшим спросом?
Лидеры популярности — это:
- интернет-эквайринг, то есть, оплата банковскими картами через сайты;
- терминалы самообслуживания в новых реалиях также довольно востребованный продукт;
- инвойсинг — формирование и отправка счета на мобильный телефон клиента для последующей оплаты в удобное время.
Система оценки качества преподавания
— Какие дополнительные модули доступны в рамках платежного решения?
Недавно у нас появилась система рейтинга, которая используется в образовательных учреждениях для оценки работы преподавателей. После обучения пользователи могут оценить прослушанный курс и преподавателя, который его читал. Затем система анализирует оценки всех пользователей и формируют рейтинг преподавателя. На основе этого рейтинга в дальнейшем строится взаимодействие администрации с преподавателями. То есть, если много негативных отзывов, то, возможно надо поменять преподавателя. С помощью такой аналитики администрация получает обратную связь от клиентов, оценку качества преподавания по любому учебному курсу.
Как используются платежные решения в онлайн-школах при дистанционном обучении?
Онлайн-школы, которых сейчас появилось очень много, это ответ отрасли на запросы рынка. Отрасль не успевает перестраивается под новые реалии, осваивать и внедрять IT-разработки, поэтому появляется онлайн-школы, которые предлагают точечные, совершенно конкретные, решения для задач обучающихся. Самое важное здесь — выбор платформы для онлайн-школы. Мы сами не разрабатываем платформы для онлайн-образования, но мы выступаем в качестве интегратора. Работаем с платформами для коммуникации между преподавателями и студентами, где есть специальные методологии по разработке учебных курсов, программ, оценки эффективности занятий. Очевидно, что такие платформы не работают без платежного решения. Наша система интересна для онлайн-школ наличием электронного кошелька. Он дает возможность организовать разные варианты оплаты:
- оплата по частям;
- отложенный платеж;
- оплата всей суммы сразу;
- формирование запроса на кредитование (при интеграции с банком можно оформить предварительную заявку и получить одобрение на кредит.
Для онлайн-школ платежные системы с таким широким функционалом по внутреннему учету — очень нужный инструмент.
Я уверена, что цифровые технологии пришли в образовательную отрасль надолго и серьезно, что будущее — за ними. Они повысят эффективность образовательного процесса, помогут преподавателям создавать качественные учебные материалы, студентам сократят время на поиски информации. Благодаря тесному сотрудничеству учебных заведений и IT-компаний образовательная среда становится все более информативной и функциональной. Думаю, вместе мы сможем сделать этот новый мир чуть лучше.