Сенсорные киоски получили широкое распространение в индустрии гостеприимства Запада. В российских гостиницах это оборудование все еще является экзотикой. Немногие отельеры знают, что виртуальный консьерж может не только существенно разгрузить службу ресепшн, но и ежедневно работать на повышение имиджа гостиницы
Гости из будущего
В зарубежных отелях информационные киоски появились после очередного прорыва в мире компьютерных технологий — изобретения сенсорного экрана. Это устройство «отменило» мышь и клавиатуру благодаря встроенным датчикам, которые улавливают прикосновение пальца и распознают информацию. Таким образом, управлять сенсорным экраном можно «в одно касание», слегка дотрагиваясь до его поверхности.
Простейший сенсорный киоск состоит из системного блока компьютера, сенсорного монитора, корпуса и программного обеспечения. Поскольку такой аппарат предназначен для установки в местах общественного пользования, он может работать в жестком режиме эксплуатации и противостоять грубому обращению. Из «антивандальных» соображений корпус киосков в основном делается из металла или очень прочного пластика, а сенсорный экран соответствует жестким санитарным нормам и выполняется из закаленного стекла.
В частности, менеджер по информации и рекламе компании «Сенсорные системы» Марина Малеева утверждает: экраны Elo TouchSystems, поставкой которых они занимаются, прошли так называемый «стресс-тест». Это испытание на прочность заключается в том, что с высоты один метр на экран SecureTouch бросается металлический шар весом 300 г. После такого удара на экране не остается даже царапины. Примечательно, что если экран все же и удается разбить, то осколки не поранят человека, так как у них нет острых углов. Киоск работает от сети в режиме нон-стоп и занимает совсем немного места (не более одного квадратного метра). Он может быть представлен в напольной, настенной или настольной версиях, а высота его экрана должна быть рассчитана на человека среднего роста. Чтобы экран небликовал, он размещается под определенным углом наклона.
При желании базовая конфигурация сенсорного киоска дополняется самыми разными устройствами: аудиосистемой, телефонной трубкой, купюроприемником, считывателем карт, принтером, сканером, видеокамерой… Соответственно, функции сенсорной чудотехники многогранны — равно как и области ее применения. Гостиницы — лишь вершина айсберга применения киосков. С тем же успехом они могут работать на вокзалах и в аэропортах, супермаркетах и банках, музеях и на выставках — везде, где есть большие потоки людей.
Самые экстравагантные идеи применения этой техники приходят с Запада. Так, сенсорные киоски, установленные на зарубежных вокзалах и в аэропортах, снабжены видеокамерами и предоставляют доступ к сети Интернет. Это позволяет только что прибывшему туристу запечатлеть себя на фото и незамедлительно выслать его родным и друзьям по электронной почте (услуга может быть платной). А вот в киосках, установленных в австралийских музеях, часто прибегают к технике проецирования населенного пункта на карту древней местности. Это позволяет пользователю в деталях рассмотреть, что находилось раньше на конкретном интересующем его участке. Согласитесь, все эти приемы имеют право на существование и в индустрии гостеприимства.
Из других примеров использования сенсорного оборудования любопытен опыт одного американского «кантри»-паба, где киоск в полной мере подчеркивает ковбойский дух заведения. Программное обеспечение аппарата разработано таким образом, что, как только гость дотрагивается до экрана, раздаются… оглушительные выстрелы, и на мониторе появляются вполне достоверные (но нарисованные) отверстия от пуль. Говорят, публика собирается здесь во многом из-за этого маркетингового хода.
Ну и в конце главки о совсем невероятном проекте. Недавно в немецком городе Рейнберг открылся так называемый «магазин будущего». Один из элементов сервиса в этом заведении — коляски для товаров, в которых предусмотрены небольшие сенсорные киоски. При этом у каждого клиента имеется специальная карта с записанной о нем информацией (вплоть до болезней и аллергенов), после активизации которой электронный гид загружает с главного сервера персональный «профиль покупателя». Прежде чем положить товар в коляску, покупатель прислоняет штрихкод к сканеру, и киоск сообщает ему широкий спектр данных — от стоимости объекта до целесообразности его покупки с учетом индивидуальных особенностей владельца карты.
Встречают по одежке
сенсорные киоски Дизайн сенсорных киосков бывает абсолютно разным, так что сенсорное оборудование может не только легко вписаться в интерьер, но и подчеркнуть его элегантность. Нередко производители готовы разработать киоск на заказ, покрасить его в нужный цвет или даже выполнить корпус из ценных пород дерева. На российском рынке поставкой зарубежных комплектующих и сборкой на их основе сенсорного оборудования занимается несколько крупных компаний. И, несмотря на то, что этот вид бизнеса сравнительно молод, у российских умельцев накопилось немало интересных разработок и предложений.
В частности, весьма необычно смотрятся сенсорные киоски серии «Сомелье», предназначенные для баров, ресторанов и винных бутиков. Их корпус выполнен из металла и ценных пород дерева, а также может быть украшен ручной резьбой. Впрочем, «изюминкой» этого оборудования служит само его назначение: киоск в полной мере оправдывает звучное название, выступая в качестве винного эксперта. Взяв бутылку из кабинета охлаждения вин и прислонив ее штрихкодом к встроенному сканеру, гость может получить предельно полную информацию по интересующему его объекту — от особенностей производства до советов по употреблению. Кабинет охлаждения вин достаточно вместителен — сюда входят 84 бутылки, причем белые, красные и игристые вина хранятся вместе. Для достижения оптимального температурного режима используется стальной испаритель, при этом автоматическое размораживание и испарение конденсата в кабинете происходят при минимальном уровне шумов и вибраций.
сенсорные киоски Фламинго В отличие от «Сомелье» сенсорные киоски «Фламинго» в форме мобильного телефона более знакомы российской публике. Это оборудование универсального использования, которое может успешно функционировать как в торговых и деловых центрах, так и в гостиницах, на выставках, презентациях… Несмотря на то, что модель присутствует на российском рынке достаточно давно, она пользуется стабильным спросом у заказчиков благодаря необычному внешнему виду. Корпус такого «телефона» выполнен из стали и ударопрочного пластика, а каждый элемент дизайна подчинен идее простоты и функциональности.
«Экипировка» этого киоска может быть самая модерновая — вплоть до телефонной связи, считывателя карт и чекового принтера. По сравнению с плавным, обтекаемым «Фламинго» киоск «Молния» (от украинских разработчиков) вылядит достаточно контрастно. Его эффектный ломаный силуэт действительно напоминает молнию, а двухцветное решение добавляет модели элегантность. Хотя корпус изготовлен из стали толщиной 1,2 мм (при необходимости можно увеличить до 2 мм), кисок достаточно надежен, и может работать в жестких условиях эксплуатации.
Отдельного упоминания заслуживает и серия сенсорных киосков «Летучий Голландец». Их корпуса изготавливаются из металла или пластика, они отличаются современным и компактным дизайном, а также обладают такой деталью, как «парус» (металлический или пластиковый), который крепится к задней стенке, Это — отличный рекламный носитель, где за отдельную плату могут быть размещены логотип компании, справочная информация и пр.
Хранилище информации
Интерфейс сенсорного киоска должен быть «дружелюбным» и простым, графические «кнопки» — удобными. По словам специалистов, главное, чтобы в них можно было легко попасть — а значит, они никак не должны быть меньше диаметра подушечки пальца. Информационная «начинка» зависит от целей, которые преследуют заказчики при установке сенсорного оборудования. Даже в рамках того же гостиничного бизнеса мотивация варьируется, а вместе с ней — и приемы подачи информации.
Так, в ГК «Альфа» (Москва) сенсорный киоск — средство разгрузить сотрудников ресепшн, поэтому акцент при его информационном наполнении был сделан на людей, которые оказались в гостинице впервые и только бронируют номера. Аппарат в красках воссоздает все категории номеров гостиницы, а также рекламирует ее услуги. Таким образом, клиент покупает не «кота в мешке», а может самостоятельно выбрать номер, посмотреть, как он выглядит, сравнить цены.
Примечательно, что в этом случаев основу киоска был положен виртуальный тур о гостинице. Тем самым заказчику удалось «убить двух зайцев» и сэкономить средства. Несколько иная задача стояла при информационном наполнении двух сенсорных киосков для «Гаммы-Дельты» гостиничного комплекса «Измайлово» (Москва), которые появятся здесь в скором времени. «Миссия» сенсорных систем в данном случае — демонстрация гостиничных объектов и услуг, а также помощь в навигации по отелю, Интересно, что сенсорное оборудование в «Гамме-Дельте» будет «немым»: здесь отказались от голосового сопровождения, решив, что это может причинить беспокойство персоналу.
А вот в отеле «Космос» сенсорный киоск успешно работает вот уже года. Как сообщил начальник отдела маркетинга Алексей Денисенко, при рассмотрении предложения по установке сенсорного оборудования руководство гостиницы увидело в нем решение проблемы оперативного информирования гостей отеля о текущих мероприятиях. К тому же, подкупал круглосуточный доступ гостей к информации.
«Наш киоск работает по принципу электронного справочника, — рассказывает он. — Сенсорный экран делает доступ к нему легким, а простая структура позволяет быстро найти нужную информацию. Названия разделов подкреплены соответствующими иллюстрациями. Информация в киоске условно разделена на блоки: «внутренний» и «внешний». В первом содержится общая информация по отелю: описание номеров, ресторанов, банкетных и конференц-залов, фитнес-центра и развлекательных заведений гостиницы, текущие мероприятия и контактная информация.
Блок «внешней» информации состоит из разделов «Интересное в Москве», «Покупки» и «Транспорт». Это — справочные данные для гостей столицы: на что стоит посмотреть, где можно отдохнуть и сделать покупки, как добраться до нужного места на городском транспорте. Если предстоит более дальняя поездка — поможет информация по железнодорожным вокзалам и аэропортам. Также мы предоставляем всем желающим организациям возможность в качестве рекламы разместить информацию о своих товарах и услугах в соответствующем разделе киоска».
По мнению Алексея Денисенко, сенсорный киоск — чрезвычайно удобное средство информации: «Его главное достоинство состоит в том, что информацию можно размещать и изменять очень оперативно. Она наглядна, иллюстрирована и всегда актуальна, а это важно для ее восприятия гостем. К тому же, киоск прост в обращении: навигация по разделам доступна каждому».
Свое видение «миссии» сенсорных киосков в индустрии гостеприимства представил и руководитель отдела продаж компании ABC Line Сергей Скорбенко: «Это хранилище информации по гостинице, которая всегда доступна гостю. Непосредственно назначение киоска — информирование клиентов о сервисе в отеле ведь о многих услугах они могут да же не догадываться. Именно поэтому его целесообразно устанавливать на видном месте в непосредственной близости от ресепшн».
Как показывает российская практика сенсорное оборудование в нашей стране наиболее интересно отелям-«гигантам» туристского класса, где персоналу сложно справиться с большими потоками людей и киоск выступает в роли «регулировщика движения». Впрочем, западный опыт раздвигает границы этой формулы: адаптируемое к любой «среде» сенсорное оборудование успешно функционирует здесь в гостиницах самых разных категорий, а его установка является для зарубежных отельеров даже не вопросом престижа, а нормой.
«Электронные консьержи» появятся в казанских гостиницах
К концу лета в 15 казанских гостиницах появятся «электронные консьержи». С их помощью гости смогут не только получить полноценную информацию о Казани, но и самостоятельно забронировать место в отеле, столик в ресторане, посещение экскурсии, приобрести билеты в музеи, на культурные и спортивные мероприятия. О такой перспективе в развитии туризма рассказал вчера на «деловом понедельнике» председатель Комитета внешних связей и туризма Иван Кадошников.
По его словам сейчас проект «Электронный консьерж» находится в стадии разработки. Эта система поможет гостям столицы ориентироваться в городе. Преимуществом «электронного консьержа» является, во-первых, экономия средств – в гостинице не нужно содержать человека, который бы выполнял функции консьержа, во-вторых, удобство для самих туристов и гарантированное подтверждение того, что «бронь» им обеспечена.
Кроме того, Комитет внешних связей и туризма работает над созданием удобной системы туристской навигации. В нее войдут электронная навигация (электронные гиды, коммуникаторы и информационные киоски) и пешеходная (крупномасштабные и локальные карты, информационные указатели).