Проект ФЗ № 553118-7, запрещающий банковским платежным агентам использовать удаленную онлайн-кассу в платежных терминалах, одобрен на заседании Совета Федерации и отправлен на подпись Президенту РФ. Согласно новым требованиям вместо включения онлайн-кассы в состав платежного терминала (как требовалось раньше по 161-ФЗ) БПА должны будут обеспечить ее соединение с корпусом аппарата механически или иным способом. То есть, каждый терминал будет должен иметь собственную кассу, размещенную внутри корпуса или рядом с ним.
Первыми на новые требования отреагировали в Ассоциации банков России, направив сообщение в ФНС о возможности резкого уменьшения числа платежных терминалов в стране и угрозе бизнесу федеральных и региональных платежных сервисов, в частности Qiwi.
Позднее представители Qiwi прокомментировали изменения, назвав новые требования проблемой для плательщиков, а не для бизнеса. В компании считают, что закон негативно отразится на доступности финансовых услуг в удаленных районах РФ, поскольку небольшие платежные сети, работающие там, будут закрываться. Генеральный директор Qiwi Сергей Солонин рассказал ТАСС:
«Для небольших платежных агентов, находящихся в удаленных регионах, новые требования станут критическими, поскольку с экономической точки зрения единственный способ работать в легальном поле — использовать онлайн-кассу, подключенную сразу к нескольким терминалам. Инновационные решения для онлайн-фискализации станут нелегальными, несмотря на то, что обеспечивают все предусмотренные законом функции. Но прежде всего под удар попадут жители небольших поселков в отдаленных регионов, где нет банковских отделений, интернет — только в райцентре, а единственной точкой доступа к финансовым инструментам остается платежный терминал».
В одном из региональных платежных сервисов считают, что в новом документе изменена лишь формулировка, но на практику изменения не повлияют:
Изменена формулировка требований, но смысл практически не поменялся. Касса может быть установлена внутри корпуса, прикрепляться снаружи механически и, так же, как и прежде, иным способом, то есть, например, при помощи сети интернет. Вводится понятие установки снаружи корпуса, иной способ не отменяется.
При этом БПА/БПСА по-прежнему могут не выдавать бумажные чеки. Более того, в новом документе появились изменения в пользу фискального сервера:
1. Изменяется понятие применения контрольно кассовой техники.
применение ККТ – совокупность действий организации или индивидуального предпринимателя с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в реестр контрольно-кассовой техники и зарегистрированной в порядке, установленном настоящим ФЗ, по формированию фискальных данных и фискальных документов, их записи и хранению в фискальном накопителе, сведения о котором представлены в налоговые органы при регистрации либо перерегистрации контрольно-кассовой техники, а также передаче фискальных документов оператору фискальных данных либо в налоговые органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
То есть, применение ККТ — это регистрация операции в фискальном накопителе и передача информации в НИ. Невыдача кассового чека клиенту теперь не считается неприменением ККТ и, соотвественно, нельзя оштрафовать платежного агента за неприменение ККТ в случае, если в кассе документ зарегистрирован и передан в ОФД.
2. Вводится регламентирование работы кассы, у которой адрес регистрации не совпадает с адресом расчетов.
ККТ, применяемая при расчетах, осуществляемых в безналичном порядке в сети интернет, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, не на месте осуществления расчетов с покупателями (клиентами), не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
После принятия этого документа, БПА нельзя оштрафовать за несоответствие адреса регистрации ККТ и места расчетов, если фискальный документ был доставлен в ОФД.
В ФНС пояснили, что 54-ФЗ и ранее не допускал применение удаленных онлайн-касс для БПА.
Такая возможность была предусмотрена только для торговых автоматов, турникетов в транспорте и подобных устройств. Внесенные изменения разрешают использовать в платежных терминалах кассы без принтера. Такое послабление введено для оптимизации расходов платежных агентов при установке новых моделей касс, поскольку основную часть цены ККТ составляет печатающее устройство.
Новые требования ФЗ о применении ККТ банковскими платежными агентами при расчетах с использованием автоматических устройств (АУР) не допускают удаленной фискализации таких расчетов, но при этом разрешают не встраивать принтер в состав каждого автоматизированного расчетного устройства.
Стоит отметить, что поправки не обсуждали с экспертами и участниками рынка. Изменения были приняты в короткие сроки, исключающие возможность анализа и оценки влияния на экономическую ситуацию.
Для справки
Платежные терминалы остаются самым популярным способом оплаты. Ими пользуются 83 процента опрошенных, свидетельствуют данные исследования аналитической компании TNS Russia. Следом идет оплата банковской картой (80 процентов), интернет-банкинг (76 процентов) и электронные деньги (73 процента). Смс-платежами пользуются меньше всего — 50 процентов.
При этом аналитики отмечают повышение интереса российских пользователей к электронным деньгам. Около 40 процентов пользователей электронных денег платят ими как через компьютер, так и через мобильное устройство. При этом доля тех, кто пользуется только смартфоном для оплаты чего-либо электронными деньгами, составляет всего лишь семь процентов, тогда как декстоп по-прежнему преобладает — 53 процента опрошенных.
Чаще всего оплачивают с помощью электронных кошельков интернет-покупки, сотовую связь, денежные переводы, коммунальные услуги и цифровой контент. С компьютеров популярной категорией платежей являются онлайн-покупки, а со смартфонов — мобильная связь.
Среди электронных кошельков лидирует сервис «Яндекс.Деньги» с 44 процентами. Чуть отстает от него WebMoney — 43 процента. На третьем и четвертом местах — QIWI и PayPal соответственно. В исследование приняли участие экономически активные пользователи в возрасте от 20 до 44 лет из городов с населением от 700 тысяч человек.
Мир моментальных платежей
Напомним, что положение о фискализации платежных терминалов принято в 2009 году.
19 февраля 2009 года Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли (НАУЭТ) провела пресс-конференцию «Мир моментальных платежей». На конференции Борис Ким, председатель комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам, рассказал об итогах развития рынка моментальных платежей в 2008 году и о прогнозах на 2009 год. По данным НАУЭТ в 2008 году эта отрасль рынка продолжала показывать положительную динамику по обороту, темпам роста, географии охвата (краткий обзор рынка опубликован отдельной статьей).
Отвечая на вопрос редактора портала Kiosks.ru о приблизительных сроках рассмотрения во втором чтении законопроекта «О деятельности по приему платежей», Борис сказал, что оно должно состояться в первом квартале 2009 года. По его словам, рассмотрение законопроекта во втором чтении откладывается из-за доработки положений об идентификации плательщиков. Борис полагает, что в части, касающейся фискализации платежных терминалов, законопроект пройдет второе чтение без изменений.
Напомним, что законопроект «О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами» был принят Государственной Думой в первом чтении в октябре 2008 года. Он содержит требование об использовании при приеме платежей контрольно-кассовой техники, которое, по мнению авторов, позволит обеспечить надлежащий контроль за движением наличных денежных средств. Для владельцев платежных терминалов это положение означает необходимость установки в каждый терминал фискального регистратора стоимостью около 40 тысяч рублей.
При подготовке законопроекта НАУЭТ добивалась замены положения о «фискализации терминалов» «фискализацией процессинга» платежных систем. Важным аргументом в пользу последней было то, что установка фискальных регистраторов в терминалы повлечет удорожание их услуг для потребителей. Но попытки НАУЭТ отстоять позицию «фискализации процессинга» пока не увенчались успехом. По словам Бориса Кима, положение о «фискализации терминалов» поддерживает очень влиятельное лобби, поэтому на данном этапе НАУЭТ была вынуждена пойти на компромисс в этом вопросе.
Однако, в дальнейшем «фискализация процессинга» все-равно потребуется. «В соответствии с законом 54 ФЗ контрольно-кассовой техникой нужно оснастить и банкоматы, поскольку действие закона распространяется в полной мере и на сделки с банковскими картами. В России — примерно 60 тысяч банкоматов зарубежного производства. Любое изменение в конструкции банкомата выльется в значительно большие суммы, чем доработка конструкции терминала, изготовленного на российском предприятии. Решить эту проблему можно «фискализацией процессинга»», — пояснил Борис.
Кроме того, процесс фискализации банкоматов/терминалов будет сдерживаться отсутствием правил, которые по закону должен выработать Центральный Банк. Но ЦБ готовит их уже более пяти лет. А пока «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения».