Согласно статистике хуже всего собираются штрафы, инициированные сотрудниками ГИБДД. Только в 2 тысячах 906 случаях (0,6%) из почти 500 тысяч нарушений ГИБДД возбудила административные дела в отношении виновных лиц, не уплативших штраф. Можно ли исправить ситуацию, автоматизировав сбор штрафов?

Оплата штрафа на месте через мобильные терминалы
Если раньше предложение «договориться на месте» с сотрудниками ГИБДД звучало противозаконно, то теперь это нормальная практика. Оплатить штраф за нарушение прямо на дороге можно совершенно официально и согласно законодательству РФ, благодаря мобильным терминалам, которыми оборудованы машины ГИБДД. Это такие же устройства, как в любом магазине с той лишь разницей, что предназначены они специально для оплаты штрафов. Это означает, что только что выписанный сотрудниками ГИБДД протокол можно сразу же оплатить. Для удобства водителя терминал выдает сразу две квитанции: одна прилагается к постановлению, которую выносит инспектор, вторая квитанция выдается обязательно нарушителю.
При оплате штрафов через терминалы действует льготный период, и есть возможность погасить их с 50% скидкой. Так же, как и в банке взимается комиссия 20 рублей, но есть и огромный плюс этого нововведения — вы не тратите свое время, не бегаете по банкам, оплачиваете штраф на месте, и оплата проходит моментально. На госуслугах вы видите уже оплаченный штраф.
Оплатить на дороге можно любые штрафы, выписанные в любом регионе. Для этого необходимо просто остановиться возле патруля на дороге, попросить терминал для оплаты и предоставить уникальный номер постановления, так называемый УИНН, и иметь на руках карту безналичной оплаты. Займет это около 2 минут, а главное можно быть уверенным, что оплата пройдет в полном объеме и точно в срок.
Оплату штрафов ГИБДД через платежные терминалы обсудили на 1 канале
Учредитель компании «Автоматы.ру» Сергей Митришкин в передаче «Доброе утро» на 1 канале пояснил, почему не все оплаченные через терминалы штрафы поступают вовремя. Сюжет программы был посвящен оплате штрафов ГИБДД через различные платежные системы, включая платежные терминалы. Журналисты 1 канала попытались, выяснить, почему за честным водителем, оплатившим штраф в базе ГИБДД, все-равно продолжает числиться задолженность. Митришкин Сергей помог разобраться в причинах и дал ряд рекомендаций плательщикам.
По его словам, причины задержки платежей — в программе учета оплаты штрафов ГИБДД. Плательщикам рекомендуется сохранять чек, полученный при оплате в платежном терминале, а также проверять соответствие контактного телефона владельца терминала на чеке телефону, указанному на самом терминале. Если вдруг терминал не выдал чек, необходимо записать время платежа, сумму и контактный телефон, указанный на терминале или на его экране. Это поможет ускорить зачисление платежа.
Имея десятилетний опыт работы с платежными терминалами, Сергей Митришкин утверждает, что платежные терминалы — надежный способ оплаты любых услуг. Для решения проблемы с задержками погашения штрафов необходимо добиваться более четкой работы системы зачисления штрафов в ГИБДД.
Штраф принимает электронный кассир
С 2007 года оплата штрафов в столичных ГИБДД автоматизирована. Электронные кассиры существенно повысили собираемость штрафов с нарушителей ПДД. Мобильные платежные терминалы установлены на постах ДПС, ими оборудованы патрульные машины. Все терминалы связаны в единую сеть и подключены к базе данных ГИБДД по административным правонарушениям. В результате собираемость штрафов выросла до 80-90% (для сравнения в 2007 году она составляла 8-12%), а бюджет Москвы пополнился новыми средствами.
Кроме этого, электронные кассиры отслеживают зависимость между своевременной уплатой штрафов и коэффициентом ОСАГО и КАСКО. Законопослушных водителей, вовремя оплачивающих штрафы, поощряют снижением ставок автострахования.
В легитимности такой системы сомневается главный юрист компании «Правозащита за рулем» Сергей Смирнов. Московские законодатели, стремясь потрафить интересам ГИБДД, забывают, о том, что погоня за «наполняемостью» бюджета может привести к серьезным нарушениям существующих законов. Видимо, предполагается, что, установив вашу вину и определив штраф до 100 рублей (на более крупные суммы инспектор штраф накладывать не имеет права), сотрудник ГИБДД не будет возвращать вам изъятые для проверки документы до тех пор, пока вы не опустите свой «кровный» стольник в железную машину. Это похоже на узаконенное вымогательство. Просто взятку инспектор кладет не в свой карман, а в общий. Ведь по закону любой гражданин имеет право оплатить административный штраф в течении 30 суток с момента получения этого штрафа. То есть, говорить о том, что введение «железных мытарей» приведет к улучшению со сбором штрафов абсолютно не правомерно.
Сергей СМИРНОВ, главный юрист компании «Правозащита за рулем»:
Появление терминалов, при помощи которых вы можете оплатить административный штраф, безусловно, хорошее дело. То есть, не надо толкаться в очередях банков, заполнять квитанции, отсылать их по почте в отделы ГИБДД. Но размещение терминалов рядом с постами ДПС откроет очередные лазейки для незаконных поборов с автовладельцев, лишит водителя права оспорить свое нарушение в положенный законом срок.
В ГИБДД Санкт-Петербурга также считают оплату штрафов через терминалы незаконной
Чиновники решили упростить механизм оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения, предложив переводить деньги через платежные терминалы. Однако, специалисты считают, что такая упрощенная система оплаты может стать не совсем законной.
До этого времени водители испытывали трудности с выяснением, куда переводить деньги. Со сложностями плательщики сталкивались и в банках при заполнении квитанции с длинным расчетным счетом.
С тех пор, как перечисление денег за штрафы максимально упрощено, нарушитель может заплатить причитающуюся с него сумму на любой автостоянке, заправке или даже через мобильный телефон. В тендере на размещение автоматизированных терминалов по оплате водительских штрафов на территории РФ участвовала «ТелеСеть». В терминале, установленном в любой точке города, нарушитель набирает номер выданного службой ДПС протокола о нарушении ПДД. Запрос с номером протокола передается с терминала на сервер базы данных ГИБДД, и через некоторое время результат обработки запроса выдается на экран. На экран выводятся также все неоплаченные номера протоколов нарушителя, отсортированные по дате правонарушения, с указанием суммы штрафа по каждому из них.
Все долги придется оплатить
Специалисты поясняют, что прежде чем оплатить последнее нарушение, водителю придется сначала оплатить все предыдущие. Операция проверки и поиска протоколов правонарушения выполняется закрытыми функциями обработки на сервере базы данных ГИБДД. Представитель компании «ТелеСеть» Константин Красноперов отметил, что для предотвращения прямого доступа компании к базам данных ГИБДД предусмотрен специальный сетевой экран между коммутатором терминала и сервером автоинспекции.
«Наш проект соответствует всем сертификатам Госстандарта России, — сказал Константин Красноперов. — Оптимальными местами для размещения платежных терминалов я считаю автомобильные заправки». Он также отметил, что в терминалах можно оплачивать не только штрафы за нарушение ПДД, но и стоимость прохождения техосмотра и государственные пошлины на транспортное средство.
Конкретную стоимость реализации проекта на территории России компания не озвучивает. Проект — полностью коммерческий, прибыль компания получает за счет комиссионных с оплаты штрафов, никаких бюджетных денег на это не расходуется. Комиссия терминала составляет 20 — 30 рублей.

Банки борются за удаленный доступ к штрафам ГИБДД
Банки не хотят ждать начала работы федерального проекта, имея возможность заработать на новых продуктах уже сейчас. Банки расширяют возможности оплаты штрафов ГИБДД через платежные терминалы. Сбербанк и «Уралсиб» предлагают клиентам сервисы, в рамках которых клиенты получат возможность проверить наличие неоплаченных штрафов ГИБДД и моментально оплатить их в терминалах, используя лишь номер водительского удостоверения. Не дождавшись старта проекта Федерального казначейства по введению в России универсальной системы платежей, банки вводят в обращение ее элементы.
Банки запустили новые сервисы, позволяющие проверять задолженности по штрафам ГИБДД и оплачивать их в терминалах. Для этого автовладельцу не придется обращаться напрямую в офис банка, не требуется даже иметь на руках квитанцию — для того чтобы узнать, сколько гражданин должен ГИБДД, ему достаточно ввести в терминал номер своих прав или номер свидетельства о регистрации автомобиля. Такие проекты уже запустили банки «Уралсиб» и Сбербанк — в их терминалах и банкоматах также можно проверить задолженность и оплатить штраф по номерам тех же документов.
Ранее предполагалось, что подобным образом будут приниматься платежи в рамках проекта Федерального казначейства по созданию единой системы платежей. О создании такой системы казначейство ведет переговоры со Сбербанком, банками «Уралсиб», «Ак Барс», ВТБ 24 и другими игроками. Однако пока банки вводят подобные услуги, не привязывая их к федеральному проекту.
Суть проекта казначейства заключается в том, чтобы создать систему фактически моментальных бюджетных платежей, позволяющую гражданам оперативно получать информацию о размере задолженности, и предоставить различные способы ее дистанционной оплаты. 13,5 млрд руб. штрафов ежегодно получает ГИБДД, по данным Федеральной налоговой службы
По данным Федеральной налоговой службы, только сборы налога на доходы физических лиц за 2009 год составили 1,66 трлн руб., а штрафы ГИБДД оцениваются в 13,5 млрд руб. в год. В последующем предполагается в качестве идентификатора для принятия платежей использовать номер универсальной электронной карты (УЭК), обеспечить которой правительство обещает всех граждан к 2014 году. Уполномоченной организацией по выпуску и обслуживанию электронной карты гражданина стало ОАО «Универсальная электронная карта», акционерами которого являются в равных долях Сбербанк, банки «Уралсиб» и «Ак Барс». Данная организация была выбрана в соответствии с федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». С помощью такой карты граждане смогут совершать платежи в бюджет, также она позволит выполнять ряд иных функций.
Участники рынка отмечают, что банки не хотят ждать начала работы федерального проекта, имея возможность заработать на новых продуктах уже сейчас. По словам старшего вице-президента Сбербанка Виктора Орловского, начать работать через Федеральное казначейство банк надеется в начале следующего года, однако пока казначейство только дорабатывает свой интерфейс. «Конечно, для нас удобнее договориться с одним органом в лице Федерального казначейства и заключить единое соглашение со всеми ведомствами через него, но на данном этапе мы заключили отдельные соглашения с рядом ведомств, например ГИБДД и ФНС»,— говорит господин Орловский. Как полагает вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко, банки не видят смысла в том, чтобы ждать появления общей системы, спеша заработать на комиссиях. Аналитик ИК «Совлинк» Ольга Беленькая отмечает, что на фоне снижения маржи для банков логично стараться увеличивать стабильный доход от комиссий и хорошо развитые сети указанных банков этому только способствуют.
По мнению председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, несмотря на опережающий запуск подобных проектов, в какой-то момент все они должны будут срастись воедино, и в итоге рынок получит систему, предлагаемую Федеральным казначейством, главную роль в которой будет играть универсальная электронная карта.
Терминалы «Лидер» для оплаты штрафов недоступны водителям
Теперь у всех автомобилистов есть возможность оплачивать штрафы, выписанные сотрудниками ГИБДД, через специально созданную сеть платежных терминалов подобно тому, как оплачиваются услуги операторов мобильной связи. Таким же образом можно производить оплату регистрационных действий, оплату выдачи водительских документов и оплату проведения ТО. Платежи осуществляются через платежную систему «Лидер», а все терминалы связаны в единую сеть между собой и с базой данных ГИБДД по административным правонарушениям. Разработчики считают, что благодаря новой технологии собираемость штрафов вырастет до 80-90% с нынешних 8-12%, а бюджет Москвы пополнится новыми средствами.
Электронные штрафы – самые продвинутые штрафы! Пока доберешься до терминала – обалдеешь! Нововведения в ГИБДД только для галочки. Идея электронных штрафов большинством признается достаточно продвинутой. “Сегодня контроль за уплатой штрафов нарушителями дорожного движения неэффективный, – отмечает исполнительный вице-президент страховой компании НАСТА Сергей Ефремов. – Многие граждане на собственном опыте убеждались, что выписанный штраф можно не оплачивать и при прохождении очередного ТО об этом никто не спросит. Поэтому, до тех пор пока ГИБДД не введет эффективную систему контроля за своевременной уплатой штрафов и не ужесточит меры за их неуплату, собираемость штрафов будет низкая, а следовательно, рост аварийности будет продолжаться. Тот факт, что МВД повышает сервис по уплате налогов и штрафов, вызывает только одобрение”.
Тем не менее, пока остаются большие сомнения в эффективности работы новой платежной системы. Прежде всего налицо мизерный масштаб программы. По сути, терминалы, призванные сделать механизм оплаты штрафов доступным и удобным, ничем не лучше тех же отделений “Сбербанка” и прочих контор. Чтобы добраться до терминала, нужно выбрать специальный день и отправиться в долгое и мучительное времяпрепровождение в пробке. На сегодняшний день в многомиллионной Москве всего 12 таких устройств, что можно считать каплей в море.
Опрошенные штрафники наотрез отказались выдвинуться и опробовать работу гаишных терминалов в действии, аргументируя это нехваткой времени. “Пока это действительно неудобно, – комментирует лидер общественного движения “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. – Но, возможно, это просто пилотная акция ГИБДД. На самом деле, это очень перспективное направление, и у нас могут развиваться web-технологии и оплата штрафов по sms, как это происходит в Европе. Но для этого должно пройти огромное количество времени, потому что пока ГИБДД и МВД РФ – это достаточно дремучие организации в плане информационных технологий”.
Впрочем, В. Лысаков не исключает, что после вступления в силу нового закона о штрафах люди все же будут внимательнее относиться к долгам. Согласно новому закону, размеры всех штрафов вырастут в от 2 до 10 раз, но за некоторые нарушения наказание все равно осталось низким: так, минимальный штраф вырос с 50 всего до 100 рублей. Ответственность за неуплату же по-новому в законе никак не прописана, поэтому каких-то особенных мотивов для того, чтобы человек добровольно отдал лишние 100-200 рублей, не появилось, даже если платеж осуществляется электронным путем.
Таким образом, несмотря на то, что тема штрафов в последнее время активно муссируется, совсем не исключено, что действия ГАИ – это просто очередная фикция и PR. Гаишники регулярно выслушивают упреки и поэтому, конечно, должны отчитываться о проделанной работе. “Я совсем не исключаю, что все это делается для галочки, – считает аналитик “Альфа-Банка” и отдела “Телекоммуникации и Интернет” Виталий Купеев. – Действия ГАИ связаны с безопасностью на дорогах очень опосредованно. Все эти терминалы расположены очень неудобно и в отдаленных районах, а в действительно проходных местах в центре города их нет – непонятно, почему”.
Напомним, что это не первая попытка ГИБДД заставить людей платить штрафы. Весной в народ пустили слух, что на постах ДПС помимо инспекторов ГИБДД будут дежурить судебные приставы, наделенные полномочиями арестовывать имущество или проводить его конфискацию в случае, если водитель значится в базе хронических неплательщиков. В пресс-службе УФССП даже не стали скрывать, что главной целью был не столько сбор денег, сколько желание “припугнуть” водителей. Развития этот проект так и не получил, зато шума было много.
Скорее всего, для того чтобы люди действительно поверили, что ГИБДД озабочена безопасностью на дорогах и заботой о водителе, нужно сделать так, чтобы платежные терминалы появились не только в нескольких местах вдалеке от цивилизации, но и там, где действительно водятся автомобилисты: на заправках, стоянках и в других автомобильных местах.
Терминалы помогут оплатить долги в отделах судебных приставов
Жители некоторых населенных пунктов Краснодарского края получили возможность самостоятельно рассчитываться по своим долгам непосредственно в территориальном отделе судебных приставов. Об этом сообщили в пресс-службе управления ФССП России по Краснодарскому краю.
«Оплата задолженностей осуществляется через платежные терминалы, аналогичные тем, что принимают оплату услуг сотовой связи и иных бытовых платежей. Такие терминалы по приему платежей уже установлены в четырех отделах судебных приставов Краснодара, а также Новороссийском, Анапском и Геленджикском городских отделах», — говорится в сообщении пресс-службы.
В нем также отмечается, что в самом ближайшем будущем планируется установить терминалы по погашению задолженностей в каждом из оставшихся 43 структурных подразделений службы приставов.