МТС вчера объявила о намерении закрыть к концу 2019 года триста монобрендовых салонов. Это почти 5% от общего числа офисов МТС, которое составляет примерно 5880 точек. Так компания рассчитывает снизить расходы на содержание сети и улучшить финансовые показатели.
Одновременно с этим оператор продолжает развивать сеть автоматов по продаже сим-карт, которая насчитывает уже более сотни устройств. Первые симкоматы МТС были установлены еще в 2018 году. Они не были оборудованы системами биометрической идентификации и продавали карты только абонентам, ранее зарегистрировавшимся в салоне МТС. В 2019 году разработчик картомата, LETA, усовершенствовал его конструкцию, оснастив сканером паспортов и камерой. Теперь автомат умеет сверять фото на предъявленном документе с реальным лицом покупателя.
Автоматизировав продажу sim-карт, оператор экономит на зарплате персоналу и вполне может отказаться от части салонов, которые считает убыточными.
Как работает симкомат МТС
Мобильные операторы считают картоматы перспективными
Новый канал продаж заинтересовал и других сотовых операторов. Tele2 в 2018 году начал устанавливать подобные автоматы в московских аэропортах. Сейчас у компании несколько десятков терминалов выдачи sim-карт, размещенных в основном в Москве. Однако, в дальнейшем планируется их массовое использование в Иванове и Ярославле. Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин считает, что за такими аппаратами — будущее.
Интерес к картоматам проявляет и Мегафон. Его представители подтверждают, что автоматизация продажи сим-карт положительно отразится на имидже мобильного оператора, позволит снизить расходы, будет способствовать развитию сети за счет установки терминалов в удаленных, труднодоступных районах и, наоборот, в местах с высокой посещаемостью.
В Билайне присматриваются к проектам конкурентов и не исключают, что последуют их примеру. Пресс-служба компании сообщила ТАСС, что Билайн рассматривает возможность продажи sim-карт с функцией саморегистрации через подобное оборудование. В августе 2019 года реализация таких sim-карт стартовала в салонах Билайна на всей территории России.
Автоматы по продаже sim-карт окупятся с лихвой
Эксперты подчеркивают, что расходы на оснащение точек продаж картоматами окупятся с лихвой, поскольку ежегодно в России продается более 100 млн сим-карт. У таких устройств есть своя очень хорошая ниша — они пользуются спросом в местах массового скопления людей, в крупных транспортных узлах.
«Люди этот сервис распробовали и довольно быстро научились им пользоваться. Мы боялись, что технология будет глючить, что-то будет неправильно получаться, люди не будут понимать, что им надо делать. Но все работает, и подключения реально происходят. Мы не видим проблем с работой этих автоматов, поэтому мы эту историю будем распространять и дальше», — рассказал Сергей Эмдин корреспонденту ТАСС.
Первую попытку продажи контрактов на мобильную связь через терминалы самообслуживания МТС предприняла еще в 2009 году. Первым партнером оператора была компания QIWI, сеть которой тогда насчитывала 87 тысяч автоматов. Примерно столько контрактов через терминалы МТС рассчитывала продать в первый месяц работы сервиса.
Сегмент продаж SIM-карт через интернет не оправдал ожиданий сотовых операторов, которые вынуждены искать альтернативные каналы сбыта. Рынок интернет-продаж по-прежнему развит слабо. И если в Европе «Vodafon» продает тридцать процентов контрактов через интернет, то у российских операторов эти показатели в десятки раз ниже, говорят эксперты.