Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель принятия и предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует деятельность организаций — операторов по переводу денежных средств, операторов по приему платежей, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, определяет требования к организации и функционированию платежных систем, принципы осуществления наблюдения в национальной платежной системе, а также принципы организации и функционирования Национальной системы платежных карт «Российская платежная карта».
3. Национальная платежная система состоит из операторов по приему платежей, операторов по переводу денежных средств, в том числе взаимодействующих между собой в рамках платежных систем, организуемых операторами платежных систем, и операторов услуг платежной инфраструктуры.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
значимая платежная система — системно-значимая платежная система или социально-значимая платежная система, отвечающая критериям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
клиринговый центр — организация, обеспечивающая прием к исполнению платежных распоряжений от операционного центра, определение позиций участников платежной системы, передачу подлежащих исполнению платежных распоряжений в расчетный центр, направление операционному центру извещений (подтверждений), касающихся приема к исполнению платежных распоряжений, а также передачу извещений (подтверждений), касающихся исполнения платежных распоряжений участников платежной системы (клиринговые услуги);
операторы по переводу денежных средств — организации, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, имеющие право осуществлять перевод денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
операционный центр — организация, обеспечивающая получение платежных распоряжений от участников платежной системы, передачу платежных распоряжений в клиринговый центр, передачу участникам платежной системы извещений (подтверждений), касающихся приема к исполнению и исполнения платежных распоряжений (операционные услуги);
перевод денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа — перевод денежных средств физических лиц без открытия банковского счета, осуществляемый оператором по переводу денежных средств — кредитной организацией за счет денежных средств, предварительно предоставленных клиентами — физическими лицами, на основании платежных распоряжений, передаваемых физическими лицами с использованием электронных средств платежа (§ 6 главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации). При переводе денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа допускается уступка требований между клиентами — физическими лицами одного оператора по переводу денежных средств или различных операторов по переводу денежных средств (в рамках платежной системы) без одновременного перевода денежных средств;
платежная инфраструктура — инфраструктура платежной системы, представляющая собой совокупность операционных, клиринговых и расчетных центров (операторов услуг платежной инфраструктуры);
платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих в целях осуществления перевода денежных средств, включающая организацию (оператора платежной системы), разрабатывающую и принимающую общие правила (правила платежной системы), как минимум, три иные организации, являющиеся операторами по переводу денежных средств и присоединившиеся к правилам платежной системы (участников платежной системы), а также операторов услуг платежной инфраструктуры;
платежная услуга — услуга по переводу денежных средств и (или) услуга по приему платежей;
платежный счет — отдельный банковский счет, открываемый оператором по приему платежей в кредитной организации в целях обособления денежных средств, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
расчетный центр — организация, обеспечивающая исполнение платежных распоряжений посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление клиринговому центру подтверждений, касающихся исполнения платежных распоряжений участников платежной системы (расчетные услуги);
услуги платежной инфраструктуры – клиринговые, операционные и расчетные услуги.
Статья 3. Законодательство о национальной платежной системе
Законодательство о национальной платежной системе состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», иных регулирующих отношения в сфере национальной платежной системы федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами нормативных актов Банка России.
Глава 2. Операторы по переводу денежных средств, операторы по приему платежей, операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры
Статья 4. Общие требования к деятельности операторов по переводу денежных средств и операторов по приему платежей
1. В целях настоящего Федерального закона операторами по переводу денежных средств являются:
Банк России; кредитные организации; государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее — Внешэкономбанк).
2. Оператор по переводу денежных средств, оператор по приему платежей обязан предоставлять клиентам информацию о видах и условиях оказания платежных услуг, размере комиссионного вознаграждения, если оно предусмотрено условиями договора, порядке обеспечения информационной безопасности (если применимо к оказываемой платежной услуге), порядке урегулирования споров, а также иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Информация должна предоставляться и быть доступна для ознакомления клиентами до заключения договора и в любой момент по требованию клиента в течение рабочего времени оператора по переводу денежных средств, оператора по приему платежей.
3. Денежные средства клиентов, полученные оператором по приему платежей, должны находиться на платежном счете и не могут быть использованы в иных целях, чем для перевода денежных средств.
На денежные средства, находящиеся на платежном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора по приему платежей.
4. Оператор по приему платежей обязан предоставлять в Банк России информацию об оказываемых платежных услугах в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.
Статья 5. Требования к деятельности операторов по переводу денежных средств — кредитных организаций при осуществлении переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа
1. Кредитные организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов, могут осуществлять перевод денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.
2. Кредитные организации вправе заключать договоры с организациями, не являющимися кредитными организациями, по условиям которых последние вправе оказывать кредитным организациям операционные и клиринговые услуги.
3. При осуществлении переводов денежным средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа: физические лица могут являться плательщиками и (или) получателями средств; индивидуальные предприниматели и юридические лица могут являться получателями средств.
4. Кредитные организации могут осуществлять перевод денежных средств с использованием следующих видов предоплаченных электронных средств платежа: с возможностью однократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (непополняемые предоплаченные электронные средства платежа);
с возможностью многократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (пополняемые предоплаченные электронные средства платежа).
5. Перевод денежных средств с использованием непополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: установлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств не более 15 000 рублей (либо на сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублям, по официальному курсу Банка России, установленному на день предоставления физическим лицом денежных средств кредитной организации);
без обязательного проведения идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
без начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.
6. Перевод денежных средств с использованием пополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: становлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств в размере, предусмотренном нормативными актами Банка России;
с обязательным проведением идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; ез начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.
7. Сведения о размере остатка денежных средств, предоставленных физическим лицом в целях перевода денежных средств с использованием пополняемого предоплаченного электронного средства платежа, предоставляются кредитными организациями уполномоченным государственным органам и их должностным лицам в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» для предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.
8. Операции с денежными средствами, предоставленными физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, могут быть приостановлены в порядке и случаях, аналогичных порядку и случаям приостановления операций по счету, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9. На денежные средства, предоставленные физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, может быть обращено взыскание по обязательствам клиента — физического лица.
10. Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций, не являющихся участниками системы страхования вкладов, следующие требования: соотношению размера денежных средств, предоставленных клиентами-физическими лицами в целях переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа, и ликвидных активов, определяемому в соответствии с методикой Банка России;
к размеру совокупной суммы обязательств кредитной организации перед клиентами — физическими лицами по переводам денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.
Статья 6. Требования к деятельности оператора платежной системы (за исключением Банка России)
1. Оператор платежной системы обязан:
разработать и принять правила платежной системы и обеспечить контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
осуществить привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечить контроль оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;
обеспечить (организовать) оценку и управление рисками в платежной системе;
разработать меры обеспечения информационной безопасности в платежной системе и обеспечить контроль их соблюдения;
предусмотреть правилами платежной системы порядок создания и использования гарантийного фонда с учетом требований статьи 19 настоящего Федерального закона;
обеспечить возможность досудебного рассмотрения споров с участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.
2. В случае несоблюдения участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры правил платежной системы оператор платежной системы вправе применять к ним меры воздействия в соответствии с правилами платежной системы.
3. Оператор платежной системы обязан направить в Банк России уведомление.
В срок не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления Банк России включает информацию об организации, направившей уведомление, в реестр операторов платежных систем с направлением указанной организации подтверждения, содержащего регистрационный номер оператора платежной системы.
Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении (раскрытии) информации о платежной системе.
Банк России вправе принимать решение об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем.
Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществляется Банком России по следующим основаниям и в следующие сроки:
1) на основании заявления оператора платежной системы — со дня представления заявления в Банк России;
2) в случае неоднократного нарушения оператором платежной системы законодательства о национальной платежной системе — со дня принятия решения Банком России;
3) в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у оператора платежной системы, являющего кредитной организацией — со дня отзыва лицензии;
4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица — со дня получения сведений о ликвидации Банком России.
Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем по иным основаниям, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, не допускается.
Со дня, следующего за днем исключения сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществление переводов денежных средств в рамках платежной системы прекращается, а в случаях, предусмотренных в подпунктах 1-3 абзаца пятого настоящего пункта, переводы денежных средств, осуществление которых было начато до указанного дня, должны быть завершены в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 861.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении значимых платежных систем срок прекращения осуществления и завершения переводов денежных средств может быть увеличен Банком России, но не более чем до одного месяца.
Порядок направления уведомления для включения организации в реестр операторов платежных систем, ведения реестра операторов платежных систем, принятия решения об исключении организации из реестра операторов платежных систем устанавливается нормативными актами Банка России.
4. Оператор платежной системы обязан предоставлять в Банк России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России:
правила платежной системы (вносимые в правила изменения), перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (вносимые в перечень изменения) в срок не позже десяти дней со дня вступления в силу правил платежной системы (вносимых в правила изменений), включения в перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (исключения из перечня);
информацию о своей деятельности, деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры (в части оказания услуг платежной инфраструктуры), деятельности участников платежной системы (в части участия в платежной системе).
5. Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.
Статья 7. Требования к деятельности Банка России в качестве оператора платежной системы
Права и обязанности Банка России в качестве оператора платежной системы определяются нормативными актами Банка России.
Статья 8. Общие требования к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры
1. Оператор услуг платежной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и договорами, заключаемыми с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры (для операционных центров).
2. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать, в том числе в рамках одной организации, оказание операционных, клиринговых и расчетных услуг (с учетом требований пункта 1 статьи 11).
3. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.
4. Операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) в соответствии с правилами платежной системы.
5. Операторы услуг платежной инфраструктуры значимых платежных систем обязаны предоставлять информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) Банку России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.
6. Банк России осуществляет деятельность оператора услуг платежной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России и заключаемых договоров.
Статья 9. Требования к деятельности операционных центров
1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности операционных центров значимых платежных систем, включая требования к бесперебойности, информационной безопасности, а также порядок оценки соответствия операционных центров значимых платежных систем установленным требованиям.
2. Операционные центры не вправе передавать информацию, касающуюся переводов денежных средств, осуществляемых на территории Российской Федерации, на территорию иностранных государств или предоставлять доступ к ней с территории иностранных государств, за исключением случаев резервного хранения указанной информации с правом ее передачи на территорию Российской Федерации или доступа с территории Российской Федерации, в том числе в целях восстановления информации или подтверждения осуществленных переводов денежных средств, при условии гарантий обеспечения операционным центром иностранного государства, осуществляющим резервное хранение информации, соблюдения указанных в настоящем пункте ограничений в отношении третьих государств.
Статья 10. Требования к деятельности клиринговых центров
1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности клиринговых центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.
2. Клиринговый центр, являющийся кредитной организацией, Внешэкономбанком может становиться в соответствии с правилами платежной системы и заключенными договорами стороной (центральным клиринговым контрагентом) по обязательствам, возникающим (возникшим) у операторов по переводу денежных средств. В указанных целях центральный клиринговый контрагент должен обладать средствами, достаточными для исполнения своих обязательств и участвовать в гарантийном фонде, создаваемом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Статья 11. Требования к деятельности расчетных центров
1. Расчетным центром может являться Банк России, кредитная организация или Внешэкономбанк.
2. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности расчетных центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.
Глава 3. Требования к организации и функционированию платежных систем
Статья 12. Правила платежной системы
1. Правилами платежной системы должны определяться:
порядок взаимодействия между оператором платежной системы, участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
порядок осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы;
меры воздействия за несоблюдение правил платежной системы;
условия участия, приостановления, прекращения участия в платежной системе;
порядок привлечения операторов услуг платежной инфраструктуры, ведения перечня операторов услуг платежной инфраструктуры;
порядок осуществления клиринга и расчета;
порядок оплаты услуг по переводу денежных средств клиентами, являющийся единообразным в рамках платежной системы;
порядок оплаты услуг платежной инфраструктуры, являющийся единообразным в рамках платежной системы;
порядок предоставления информации о деятельности участников платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры;
порядок оценки и управления рисками в платежной системе;
порядок создания и использования гарантийного фонда платежной системы;
временной регламент функционирования платежной системы;
порядок обеспечения и оценки информационной безопасности в платежной системе;
мероприятия по обеспечению функционирования платежной системы в чрезвычайных ситуациях;
используемые формы расчетов;
порядок изменения правил платежной системы;
порядок досудебного разрешения споров, с участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
другие положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы, в том числе, обязательное наличие которых в правилах платежной системы вытекает из настоящего Федерального закона.
2. Запрещается установление в правилах платежной системы:
необоснованных критериев, препятствующих участию в платежной системе;
требований о неучастии в других платежных системах (условие об исключительном участии);
минимального размера оплаты услуг по переводу денежных средств клиентами.
3. Правила платежной системы Банка России определяются Банком России.
4. Правила значимых платежных систем согласовываются Банком России в установленном им порядке.
Статья 13. Участники платежной системы
1. Участниками платежной системы могут являться следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы:
операторы по переводу денежных средств;
органы федерального казначейства;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
организации федеральной почтовой связи;
операторы по приему платежей.
2. Правилами платежной системы может быть предусмотрено прямое, косвенное и иное участие в платежной системе.
3. Прямое участие в платежной системе требует заключения договоров банковского счета между операторами по переводу денежных средств и расчетным центром.
Расчетный центр осуществляет расчет с использованием банковских счетов прямых участников платежной системы, открытых в расчетном центре. Расчет может осуществляться от имени и за счет прямых участников платежной системы, от имени прямых участников платежной системы и за счет их клиентов, а также от имени прямых участников платежной системы и за счет косвенных участников платежной системы.
На денежные средства прямых участников платежной системы, находящиеся на банковских счетах, открытых в расчетном центре, не может быть обращено взыскание по обязательствам расчетного центра.
4. Косвенное участие в платежной системе требует заключения договора банковского счета между организациями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (косвенными участниками), и оператором по переводу денежных средств, являющимся прямым участником платежной системы.
Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.
5. Каждому участнику платежной системы в соответствии с правилами платежной системы присваивается идентификационный код (номер), позволяющий однозначно установить участника платежной системы и вид его участия в платежной системе.
6. Для каждого вида участия в платежной системе правилами платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия.
Критерии участия в платежной системе могут включать требования к финансовому состоянию, технологическому обеспечению, информационной безопасности, другим факторам, влияющим на бесперебойное функционирование платежной системы, и должны быть объективными, доступными для публичного ознакомления и обеспечивать равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему.
7. Участники платежной системы обязаны выполнять требования по оценке и управлению рисками, предусмотренные правилами платежной системы.
8. Участники платежной системы обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части участия в платежной системе) в соответствии с правилами платежной системы.
9. Особенности участия в Национальной системе платежных карт определяются статьей 25 настоящего Федерального закона.
Статья 14. Значимая платежная система
1. Платежная система может признаваться Банком России системно-значимой, исходя из степени существенности влияния функционирования платежной системы на финансовую систему, а также в соответствии со следующими критериями:
размером отдельных переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы;
общим размером переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы;
осуществлением переводов денежных средств в рамках платежной системы в минимальные сроки;
осуществлением переводов денежных средств в иностранной валюте;
осуществлением переводов денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами;
осуществлением переводов средств бюджетной системы Российской Федерации;
взаимодействием с другими платежными системами;
размером доли на рынке оказываемых платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры;
трансграничностью платежной системы;
иными критериями, установленными Банком России.
2. Платежная система может признаваться Банком России социально-значимой, исходя из степени существенности влияния функционировании платежной системы на социальную сферу, а также в соответствии со следующими критериями:
общим размером переводов денежных средств по розничным платежам;
количеством клиентов — физических лиц;
влиянием на доступность платежных услуг, оказываемых клиентам — физическим лицам;
осуществлением переводов средств бюджетной системы Российской Федерации;
взаимодействием с другими платежными системами;
размером доли на рынке оказываемых платежных услуг, услуг платежной инфраструктуры;
трансграничностью платежной системы;
иными критериями, установленными Банком России.
3. Платежная система признается системно-значимой или социально-значимой в порядке, установленном Банком России.
4. Банк России вправе устанавливать требования к значимым платежным системам.
Статья 15. Трансграничная платежная система
1. Платежная система, в которой оператор платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры находятся на территории Российской Федерации, а один или более участников платежной системы находятся на территории иностранного государства либо при обратном соотношении является трансграничной платежной системой.
2. Операторы по переводу денежных средств, находящиеся на территории Российской Федерации, могут участвовать в трансграничной платежной системе, в рамках которой возможно осуществление перевода денежных средств между указанными операторами по переводу денежных средств, при соблюдении следующих требований:
наличии правил платежной системы, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона;
привлечении оператором платежной системы операционного центра, клирингового центра, расчетного центра (центров), находящихся на территории Российской Федерации;
учете средств гарантийного фонда платежной системы (в части гарантийных взносов российских участников платежной системы) в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона;
наличии официального представителя на территории Российской Федерации в целях взаимодействия с Банком России в целях осуществления наблюдения в национальной платежной системе.
3. Участники трансграничной платежной системы, находящиеся на территории иностранного государства, не приобретают права обслуживать клиентов на территории Российской Федерации в силу участия в трансграничной платежной системе.
Статья 16. Осуществление клиринга и расчета в платежной системе
1. Клиринг в платежной системе осуществляется клиринговым центром посредством:
выполнения процедур приема к исполнению платежных распоряжений участников платежной системы, включая определение сумм денежных средств, подлежащих списанию и зачислению расчетным центром по банковским счетам участников платежной системы (далее — позиции участников платежной системы);
передачи подлежащих исполнению платежных распоряжений в расчетный центр.
Процедуры приема к исполнению платежных распоряжений участников платежной системы выполняются клиринговым центром в соответствии с требованиями статьи 864 Гражданского кодекса Российской Федерации и правилами платежной системы.
Определение позиции участника платежной системы может осуществляться на валовой основе или (и) на нетто-основе.
Позиция на валовой основе определяется в размере суммы индивидуального платежного распоряжения или общей суммы платежных распоряжений, по которым участник платежной системы (его клиенты) является плательщиком или по которым участник платежной системы (его клиенты) является плательщиком либо получателем средств.
После определения позиции на валовой основе клиринговым центром передаются расчетному центру подлежащие исполнению платежные распоряжения, которыми являются платежные распоряжения участников платежной системы, принятые к исполнению клиринговым центром.
Позиция на нетто-основе определяется в размере суммы разницы между общей суммой подлежащих исполнению платежных распоряжений, по которым участник платежной системы (его клиенты) является плательщиком и общей суммой платежных распоряжений, по которым участник платежной системы (его клиенты) является получателем средств.
После определения позиции на нетто-основе клиринговым центром передаются расчетному центру:
подлежащие исполнению платежные распоряжения, которыми являются платежные распоряжения, составленные клиринговым центром в размере позиций на нетто-основе (платежные распоряжения клирингового центра);
платежные распоряжения участников платежной системы, принятых к исполнению клиринговым центром, либо реквизиты указанных платежных распоряжений, которые могут включаться в платежное распоряжение клирингового центра.
2. Расчет в платежной системе осуществляется расчетным центром посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы в размере подлежащих исполнению платежных распоряжений, переданных клиринговым центром.
Статья 17. Обеспечение и оценка информационной безопасности в платежной системе
1. Информационная безопасность в платежной системе обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации совокупностью технологических и организационных мер, аппаратно-программных и технических средств защиты информации.
2. Оператором платежной системы, участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры должна проводиться оценка соответствия информационной безопасности в платежной системе требованиям к обеспечению информационной безопасности в порядке, установленном правилами платежной системы.
3. Банк России вправе устанавливать требования к обеспечению и порядок оценки информационной безопасности в значимых платежных системах.
Статья 18. Система управления рисками в платежной системе
1. При организации платежной системы для обеспечения бесперебойности ее функционирования и минимизации рисков оператором платежной системы предусматривается создание системы управления рисками в платежной системе, отвечающей характеру и масштабу операций, выполняемых платежной системой.
2. Требования к системе управления рисками в платежной системе устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статья 19. Гарантийный фонд платежной системы
1. Гарантийный фонд платежной системы создается за счет собственных денежных средств участников платежной системы (далее – гарантийные взносы) в соответствии с правилами платежной системы, которые определяют цель создания гарантийного фонда платежной системы, порядок и условия его создания, а также размер порядок и условия внесения и возврата гарантийного взноса, порядок использования средств гарантийного фонда, оператором платежной системы или расчетным центром.
Банк России вправе устанавливать требования к размеру гарантийного фонда значимой платежной системы.
В платежной системе может быть создано несколько гарантийных фондов в зависимости от их целевого назначения.
2. Денежные средства гарантийного фонда платежной системы учитываются в Банке России, Внешэкономбанке, кредитной организации, расположенной на территории Российской Федерации, на отдельном банковском счете оператора платежной системы или расчетного центра. На денежные средства гарантийного фонда платежной системы не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора платежной системы или расчетного центра.
Глава 4. Наблюдение в национальной платежной системе
Статья 20. Понятие и цели наблюдения в национальной платежной системе
1. В целях настоящего Федерального закона наблюдение в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по мониторингу, оценке услуг по переводу денежных средств, платежных систем, платежной инфраструктуры (далее — объекты наблюдения) и, при необходимости, предложению изменений в объектах наблюдения.
2. Основными целями наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение эффективного, бесперебойного функционирования и развития национальной платежной системы, способствующих поддержанию стабильности финансовой системы.
Статья 21. Осуществление наблюдения в национальной платежной системе
1. Наблюдение в национальной платежной системе осуществляется Банком России в соответствии с нормативными актами Банка России.
2. При осуществлении наблюдения в национальной платежной системе Банк России вправе:
устанавливать порядок осуществления наблюдения в национальной платежной системе, включая приоритеты, применяемые формы, способы и виды деятельности по наблюдению;
использовать в целях наблюдения информацию, получаемую в соответствии с федеральными законами, а также другую доступную информацию;
устанавливать рекомендуемые стандарты для объектов наблюдения, проводить оценку соответствия объектов наблюдения рекомендуемым стандартам, опубликовывать результаты оценки объектов наблюдения;
при необходимости предлагать изменения в объектах наблюдения по результатам их оценки, в том числе посредством информирования операторов по переводу денежных средств, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, проведения консультаций с указанными операторами, совместной разработки мероприятий по изменению объектов наблюдения.
3. Банк России вправе запрашивать и получать от организаций федеральной почтовой связи информацию об осуществлении ими почтовых переводов денежных средств.
Статья 22. Взаимодействие Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении наблюдения в национальной платежной системе
1. При осуществлении наблюдения в национальной платежной системе Банк России взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, в том числе в соответствии с заключенными с ними соглашениями о сотрудничестве.
2. При осуществлении наблюдения за платежными системами, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами, Банк России взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти по финансовым рынкам, в том числе по вопросам участия профессиональных участников рынка ценных бумаг в платежных системах, взаимодействия операторов услуг платежной инфраструктуры с клиринговыми организациями, включая центральных контрагентов, и (или) депозитариями.
Статья 23. Международное сотрудничество Банка России по вопросам наблюдения в национальной платежной системе
1. Сотрудничество Банка России с центральными банками, иными органами наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств осуществляется в соответствии с заключенными с ними соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве.
2. Банк России вправе запросить центральный банк, иной орган наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены в ходе исполнения функций наблюдения, а также вправе предоставить центральному банку, иному органу наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений о переводах денежных средств, при условии обеспечения указанным органом наблюдения в национальной платежной системе режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков, иных органов наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств.
Глава 5. Национальная система платежных карт (НСПК) «Российская платежная карта»
Статья 24. Основы организации национальной системы платежных карт «Российская платежная карта»
1. Национальная система платежных карт «Российская платежная карта» (далее — НСПК) является платежной системой по розничным платежам, оператором которой является организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства [альтернативные варианты: в форме открытого акционерного общества, в том числе с участием государства, или в форме государственной корпорации] (далее — Оператор НСПК).
2. Целями Оператора НСПК являются обеспечение:
эффективности, бесперебойности и информационной безопасности платежных услуг с использованием платежных карт НСПК;
общенациональной доступности платежных услуг с использованием платежных карт НСПК;
оптимизации взаимодействия между клиринговыми центрами;
минимизации рисков в НСПК.
3. Оператор НСПК выполняет следующие функции:
разрабатывает и принимает правила НСПК, договоры, заключаемые участниками НСПК, операторами услуг платежной инфраструктуры;
разрабатывает и принимает стандарты использования платежных карт, услуг платежной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности (далее — стандарты НСПК), обеспечивает контроль за их соблюдением участниками НСПК, операторами услуг платежной инфраструктуры;
определяет тарифную политику НСПК;
развивает платежную инфраструктуру, в том числе путем привлечения финансирования за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основе лизинга соответствующих средств и технологий;
обеспечивает операционное взаимодействие между участниками НСПК;
оказывает клиринговые услуги участникам НСПК;
привлекает на недискриминационной основе операционные центры, клиринговые центры, расчетные центры с учетом необходимости обеспечения максимальной доступности платежных услуг с использованием платежных карт НСПК;
является клиринговым центром для трансграничных платежных систем при оказании их участниками платежных услуг с использованием платежных карт на территории Российской Федерации;
создает гарантийный фонд, как это предусмотрено статьей 19 настоящего Федерального закона.
4. Контроль за деятельностью Оператора НСПК осуществляется наблюдательным советом Оператора НСПК.
К исключительной компетенции наблюдательного совета Оператора НСПК относятся:
определение направлений развития НСПК;
утверждение правил НСПК;
определение тарифной политики НСПК;
принятие решений о привлечении операционных центров, клиринговых центров;
утверждение порядка ведения реестра участников НСПК;
утверждение порядка досудебного урегулирования споров;
утверждение порядка осуществления контроля за соблюдением правил НСПК участниками НСПК и привлекаемыми операционными центрами, клиринговыми центрами.
Численность наблюдательного совета Оператора НСПК составляет 13 человек, из которых шестеро направляются участниками НСПК, трое — Банком России, трое — Правительством Российской Федерации. В состав наблюдательного совета Оператора НСПК входит также руководитель органа управления Оператора НСПК.
Статья 25. Участники НСПК
1. В НСПК допускается индивидуальное и системное участие.
2. Индивидуальными участниками НСПК могут являться операторы по переводу денежных средств, присоединившиеся к правилам НСПК.
3. Системными участниками НСПК могут являться операторы других платежных систем. Условием системного участия является:
отражение в правилах платежной системы условий присоединения к правилам НСПК с передачей оператором платежной системы Оператору НСПК информации о перечне участников платежной системы, присоединившихся к правилам НСПК;
отражение в договорах, заключенных с операторами услуг платежной инфраструктуры, требуемого Оператором НСПК уровня доступности услуг платежной инфраструктуры;
создание системным участником гарантийного фонда, как это предусмотрено статьей 19 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы при оказании ими платежных услуг с использованием платежных карт НСПК.
Статья 26. Обеспечение общенациональной доступности платежных услуг с использованием платежных карт НСПК
1. Организации, принимающие платежные карты на территории Российской Федерации, обязаны обеспечить прием платежных карт НСПК.
2. Оператор НСПК при разработке стандартов НСПК исходит из принципов их открытости, совместимости с соответствующими международными стандартами, минимизации издержек для участников НСПК, в том числе за счет использования возможностей существующей платежной инфраструктуры.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 27. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
2. Глава 5 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня формирования наблюдательного совета Оператора НСПК.
3. Пункт 2 статьи 15 и пункт 1 статьи 26 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.
4. Организации, осуществляющие деятельность операторов платежных систем, обязаны разработать и принять правила платежных систем или привести в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона действующие правила платежных систем, а также направить в Банк России уведомление, предусмотренное пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Твердый электронный рубль
Расчетные единицы, которыми оперируют владельцы электронных кошельков, станут настоящими деньгами.
Законопроект «О национальной платежной системе» определяет правовой статус платежных систем и электронных денег. И теперь все игроки этого рынка — от международных платежных систем до интернет-операторов электронных кошельков — будут работать по единым правилам и отчитываться перед Банком России.
В Госдуму поступил одобренный правительством проект закона «О национальной платежной системе». Этот вариант документа серьезно отличается от первоначального. Главное здесь — отсутствие в последней версии даже намека на идею создания национальной системы платежных карт (НСПК), ради которой проект закона в свое время и затевался.
Впрочем, после того, как аналогу НСПК посвятили отдельную главу в законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подобное развитие событий было прогнозируемо. Новый закон нацелен на создание для всех платежных систем, действующих на территории России, единых правил игры. Согласно документу, под регулирование Банка России теперь подведены и международные платежные системы, действующие в стране, и интернет-платежные системы, и переводчики денег.
«Этот законопроект полезен в первую очередь тем, что ставит всех игроков в равные условия. После его принятия все международные и российские платежные системы — карточные, интернет-системы, а также системы денежных переводов — будут работать по одним правилам. За соблюдением этих правил будет следить Банк России, что мы, безусловно, приветствуем»,— говорит вице-президент MasterCard Europe Андрей Тарусов.
«По нашему мнению, стремление Центрального банка как регулятора усовершенствовать законодательную базу национальной платежной системы (НПС) отвечает интересам развития рынка электронных платежей в России. Мы считаем, что для потребителя, так же как для банковских институтов и торговых точек, важно наличие выверенной нормативной базы в лице данного закона, основанной на принципах свободной конкуренции и имеющей целью защищать права потребителей, а также обеспечивать безопасность и надежность безналичных платежей»,— отмечает гендиректор Visa по России, странам СНГ и Юго-Восточной Европы Стивен Паркер.
Закон «О национальной платежной системе» устанавливает основы платежной системы и регулирует деятельность ее участников. Строго говоря, до сих пор на законодательном уровне понятия «платежная система» не было. Как не существовало и четко прописанных полномочий Банка России по отношению к платежным системам и их участникам. В пояснительной записке к законопроекту указывается: «Ни один из действующих законодательных актов не дает представления о структуре национальной платежной системы, ее субъектах (операторах), требованиях к деятельности отдельных операторов, к организации и функционированию платежных систем, использованию платежной инфраструктуры, функциях Банка России по наблюдению в национальной платежной системе».
Впрочем, основной акцент в законопроекте сделан на сфере электронных платежей, которая должна стать подконтрольной и лицензируемой Банком России. До сих пор все платежи и взаиморасчеты, связанные интернет-деньгами, оставались вне зоны регулирования, а оборот электронных средств не учитывался и не имел отдельной правовой основы. Собственно, и сам термин «электронные деньги» не имел законодательного определения, хотя миллионы владельцев виртуальных средств давно и довольно активно пользовались электронными кошельками. В проекте закона электронные деньги четко определены как денежные средства со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По данным ассоциации «Электронные деньги», в 2009 году электронными кошельками воспользовались порядка 20 млн человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд руб. Такой же оборот зафиксирован по итогам уже первых трех кварталов текущего года, а количество пользователей электронных кошельков выросло почти до 25 млн.
Сами участники рынка электронных платежей в основном поддерживают законодательные инициативы, содержащиеся в документе. «Все основные игроки внимательно следили за подготовкой закона как раз ради того, чтобы в финале можно было обсуждать единые правила игры. Правовая модель, которую предложили Минфин и Центробанк, близка к той, что сейчас действует в Европе на рынке электронных денег. В США и Европе регулирование электронных денег существует много лет и споров о том, нужно это или нет, не возникает»,— говорит гендиректор платежной системы «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина.
«Появление конкретного текста законопроекта — важная веха, ведь речь идет о новом состоянии российских платежных систем, где есть четкие определения и трактовки терминов. Для нас важно, что государство признало электронные деньги полноценным средством расчетов, например по зарплатам и налогам, и то, что рынок электронных платежей будет регулироваться законом — очевидный плюс»,— отмечает PR-директор WebMoney Transfer Ксения Великина.
Не вызывает нареканий введение правового регулирования и у систем денежных переводов. «Мы давно нуждались в регулирующем акте, в котором был бы четко прописан порядок взаимодействия агентов и операторов, и в полной мере функционирования сферы электронных платежей в стране, включая и сегмент денежных переводов, который сюда входит. Я хотел бы подчеркнуть, что в законопроекте об НПС впервые для российского законодательства есть легальные определения таких понятий, как «национальная платежная система», «платежная инфраструктура», «платежная система», «электронные деньги», «обмен электронными сообщениями», «мобильные платежи» и др. Это обстоятельство является необходимым условием для должного правового обеспечения инноваций, появившихся вследствие современного технологического развития»,— указывает президент Unistream Сурен Айриян.
Существенное изменение в сложившуюся практику на рынке электронных платежей вносит положение законопроекта, обязывающее всех операторов электронных денег получить лицензию кредитной организации. При этом операторам необязательно становиться банком, они могут быть и небанковскими кредитными организациями (НКО). Правда, предполагается, что это будут специальные НКО, с упрощенным лицензированием, предоставляющим право исключительно на осуществление денежных переводов без открытия банковских счетов. Банк России будет устанавливать для них отдельные нормативы, порядок составления и представления отчетности.
А вот смягчений к минимальному размеру капитала для таких НКО законопроект не предполагает — он должен составлять не менее 18 млн руб., как и при получении лицензии для обычной НКО. «Все платежные системы озабочены введением ограничений, связанных с открытием специальных НКО с высоким уставным капиталом. Что касается WebMoney, то гарантом по WMR («WebMoney-рубли») всегда являлась НКО «Сетевая расчетная палата», поэтому на работе нашей системы это изменение никак не отразится. Думаю, что необходимость создания НКО для других участников рынка не будет выглядеть непреодолимым препятствием»,— говорит Ксения Великина.
В свою очередь, Евгения Завалишина отметила, что такие требования смогут выполнить далеко не все, что ставит под вопрос появление на рынке новых игроков: «Большие системы на рынке электронных денег с таким условием справятся. Но для начинающих игроков оно может оказаться заградительным барьером. Например, если студенческий стартап захочет протестировать собственный платежный сервис, сделать это по новому закону будет нельзя. Европейское законодательство освобождает компанию от лимита по начальному капиталу, если речь идет о мелком объеме платежей или о локальных платежах (например, в границах одной префектуры или университетского городка)».
В остальном документ не носит запретительного характера, а скорее отражает уже сложившиеся рыночные отношения. К примеру, проект закона предусматривает лимиты по платежам клиента без обязательной процедуры идентификации. В этом отношении документ ссылается на действующие ограничения норм закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Сумма платежей в течение месяца без идентификации и остаток электронных денег не могут превышать 15 тыс. руб.
«Если в силу вступит закон «О национальной платежной системе», клиентам, отправляющим суммы менее 15 тыс. руб., не понадобится предъявление паспорта, что скажется на экономии ими времени, а также оптимизирует работу операторов, принимающих переводы»,— считает вице-президент Русславбанка (клирингового центра системы Contact) Андрей Круглов.
Что же касается владельцев электронных кошельков, то им ограничения по суммам могут доставить определенные неудобства. Сейчас все платежи с использованием виртуальных средств можно совершать на условиях анонимности, документы могут понадобиться лишь при обналичивании электронных денег через банковские счета. С принятием закона для проведения операций с суммами больше установленных норм придется пройти идентификацию, посетив офис оператора, что, естественно, сказывается на удобстве и скорости оплаты. Правда, каким образом в этом случае будет контролироваться количество электронных кошельков, четкого ответа нет. Но эксперты отмечают, что большинство тех, кто платит электронными деньгами, с лимитом в 15 тыс. руб. могут и не столкнуться. Например, средний чек в «Яндекс.Деньги» в самых популярных сегментах платежей — примерно 700-800 руб. Кроме того, игроки надеются, что окончательный вариант законопроекта разрешит проводить идентификацию по облегченному варианту, без посещения офиса компании.
Страны ЕС* | США | Япония | |
---|---|---|---|
К какому виду деятельности отнесены | Электронные деньги | Денежный перевод и/или выпуск предоплаченных платежных инструментов | Выпуск предоплаченных платежных инструментов |
Возможность ведения деятельности небанковской организацией | Да | Да | Да |
Необходимость лицензии | Лицензия или регистрация | Лицензия или регистрация | Регистрация |
Ограничения по размеру платежа | €300-10 000 в разных странах ЕС | Нет ограничений | Нет ограничений |
Начальный капитал | €125 000-350 000 | $25 000-150 000 | Различные требования на уровне префектур |
Вложения средств | Не позднее чем через пять дней после получения — в высоколиквидные активы с низким риском | В высоколиквидные активы с низким риском | Гарантийный депозит не меньше половины суммы выпущенных обязательств |
Собственные средства | Рассчитываются по нескольким видам формул, но не менее 2% от выпущенных обязательств | Нет специальных требований | Различные требования на уровне префектур |
Чем обернется закон о национальной платежной системе?
Госдума приняла закон «О национальной платежной системе». Глава комитета нижней палаты по финансовому рынку Владислав Резник поспешил объявить, что этот закон — «важнейший для нашей страны шаг к созданию современной финансовой инфраструктуры, к развитию отечественных операторов и полноценному финансовому суверенитету России». Ранее законодатели обсуждали требование о том, чтобы крупнейшие операторы международных платежных систем, такие как Visa и Master Card, построили в РФ свои процессинговые центры, но в итоговый вариант закона это положение не вошло, поскольку на практике оно парализовало бы эти системы в РФ.
Зато закон определяет, что перевод электронных денег в РФ должен осуществляться только кредитными организациями. Это значит, что все системы электронных платежей в стране должны стать подразделениями банков. Тем самым закон подавляет конкуренцию между обычными банковскими и электронными платежными системами, что в итоге отразится на цене услуг для конечных пользователей.
Евгения Завалишина, генеральный директор «Яндекс.Денег»:
— Новое регулирование — это всегда трудности. И юридические, и организационные, и, как следствие, финансовые. Конечно, изменится наш статус: мы обязаны стать кредитной организацией, бизнес-процессы будут претерпевать изменения, будут меняться договорные отношения и с контрагентами, и с клиентами. Мы к переменам готовы. Тем более что закон предполагает переходный период 15 месяцев. Этого срока, надеемся, будет достаточно, чтобы все успеть. Владельцев электронных кошельков ждут изменения только в одном случае: как только лимит 15 тыс. на счете будет превышен, владельцу счета будет необходимо пройти идентификацию. При этом надо понимать, что большинство тех, кто платит электронными деньгами, с лимитом 15 тыс. руб. просто не столкнутся.
Виктор Достов, председатель совета ассоциации «Электронные деньги»:
— Для крупных игроков платежного рынка существенно ничего не изменится. У большинства операторов уже есть или свои, или сильно аффилированные кредитные организации: у WebMoney это НКО «Сетевая расчетная палата», у Qiwi — банкиры. Им придется просто несколько модифицировать систему учета, но организационно на них это абсолютно не скажется. Для таких крупных игроков, как «Яндекс.Деньги», думаю, небольшая проблема запустить свое НКО и с ним спокойно работать. На потребителях внесенные законом изменения тоже сильно не скажутся. По нашим оценкам, можно ожидать некоего роста комиссии, вызванного появлением у операторов расходов на организацию, но для больших игроков эти расходы на фоне общей доходности будут весьма незначительными. Обеспокоенность вызывает лишь то, что теперь будет сложно запускать стартапы, связанные с платежными технологиями. Для их запуска придется инвестировать минимум 18 млн руб. уставного капитала в кредитную организацию или идти на поклон к существующему банку, то есть терять независимость.
Прием карт «Мир»

Карты «Мир»
В 2015 году в России начался выпуск банковских карт «Мир» с «чисто российским платежным приложением».
В России началась эмиссия банковских карт для работы в отечественной платежной системе «Мир» — аналоге Visa, Mastercard и пр. В системе задействовано сугубо российское программное решение, но использование карт за рубежом предусмотрено за счет совместимости с международными технологическими стандартами.
Эмиссия «Мира» в мир
Банк России (Центробанк, ЦБ) и акционерное общество «Национальная система платежных карт» (НСПК) объявили о начале эмиссии первых российских карт национальной платежной системы «Мир».
Данная система является отечественным аналогом таких систем как Visa, Mastercard и пр. Однако создатели «Мира» изначально задумывали свою карту не как сугубо российскую, а как универсальную, поэтому в ней реализована совместимость со всеми технологическими стандартами, которые позволяют банкоматам считывать карточки различных платежных систем по всему миру.
В первую очередь речь идет об известном стандарте EMV (есть и ряд других). В начале сентября 2015 г. НСПК присоединилась к организации, занимающейся его развитием, и теперь на правах делового и технического партнера станет принимать участие в ее рабочих группах.
В настоящий момент уже обеспечен прием карт «Мир» за рубежом в сети Maestro. Для этого в микрочип на карточке станет записываться как соответствующее зарубежное, так и российское платежное приложение.
Базовая функциональность
Сейчас в «Мире» реализована только базовая функциональность: выдача и внесение наличных в банкоматах, оплата товаров, переводы с карты на карту. В дальнейшем должно появиться мобильное приложение, возможность бесконтактной оплаты, функциональность взаимодействия с единым порталом госуслуг и пр.
По словам зампредседателя ЦБ Ольги Скоробогатовой, ближайшим реалистичным внедрением значимого сервиса ей представляется интеграция в «Мир» транспортного приложения, которое по оптимистичному сценарию может состояться к концу 2016 г. и действовать по всей стране.
Технологическая подоплека
Отвечая на вопрос CNews о технологической и программной составляющей проекта, председатель правления и генеральный директор НСПК Владимир Комлев сообщил, что в системе, поддерживающей «Мир», используется два вида ПО.
Первое стоит в операционном платежном клиринговом центре. «Это тот самый свич, где обрабатываются международные транзакции, а сейчас будут и уже обрабатываются транзакции платежных карт “Мир”», — поясняет он. По его словам, это Программное Обеспечение было создано технологами НСПК во взаимодействии с разработчиками из международной компании со штаб-квартирой в бельгийском Брюсселе OpenWay.
«Это была тендерная процедура, было задействовано очень много всевозможных структур, которые помогали нам сделать правильный выбор, — говорит Комлев. — Компания OpenWay помогла нам правильным образом подобрать нужные модули на рынке. Но на самом деле реальный продукт разрабатывался российскими разработчиками в России — с непосредственным участием как разработчиков, так и технологов самого НСПК».
Вторая часть ПО для «Мира» — это само платежное приложение, размещаемое в чипе на карте. «Это полностью разработка самого НСПК, это наши спецификации, это наше детище», — заверяет Комлев.
Что касается самих чипов, то на сегодняшний день они делаются за рубежом, но в ближайшее время, по утверждению Комлева, появятся карты «Мир» с российскими микросхемами, изготовленными на «Микроне».
Сколько это стоило
На вопрос о стоимости проекта Владимир Комлев ответил уклончиво. По его словам НСПК была лимитирована суммой примерно в p4,5 млрд, «реально получила меньше», а работы удалось осуществить за «еще меньшие» деньги.
На этот «остаток» в НСПК и намерены функционально развивать проект в 2016 г.
Очертания пилота
Первыми пилотными банками, выпустившими карты, стали Газпромбанк, МДМ банк, Московский индустриальный банк, РНКБ банк, Банк «Россия», Связь-банк и СМП Банк. В НСПК заверяют, что все они уже завершили тестирование карт в своей инфраструктуре и приступили к поэтапному раскрытию своей банкоматной сети и обслуживаемых устройств приема карт.
Вторая группа из 21 банка планирует завершить тестирование до конца 2015 г. Всего в сообществе НСПК сейчас 35 банков, включая «Сбербанк».
По разрозненным данным, предоставленным самими банками, в масштабах России речь уже в сумме идет о нескольких тысячах банкоматов и нескольких сотнях платежных терминалов, способных принимать карты «Мир».
Вехи развития НСПК
Датой создания НСПК — оператора платежной системы «Мир» — является 23 июля 2014 г. С июля 2014 г. по апрель 2015 г. НСПК проводило работы по созданию и обеспечению функционирования российского операционного платежно-клирингового центра (ОПКЦ) для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем. ОПКЦ включает ИТ-инфраструктуру, бизнес-процессы и их регламенты, правила взаимодействия участников системы.
30 декабря 2014 г. международная платежная система (МПС) Mastercard заключила договор с НСПК о переводе внутрироссийских транзакций Mastercard на процессинг в ОПКЦ НСПК. 18 февраля 2015 г. аналогичное соглашение было заключено с Visa.
В феврале 2015 г. была запущена служба техподдержки клиентов НСПК (банков, а также их процессинговых центров). В апреле-мае 2015 г. завершился этапа создания ОПКЦ НСПК, в результате чего внутрироссийские операции по картам Visa и Mastercard были переведены на процессинг НСПК.
В июне-июле 2015 г. были подписаны соглашения о кобейджинговых картах «Мир» — Maestro, «Мир» — JCB, «Мир» — American Express. В ноябре 2015 г. — подписан меморандум о взаимопонимании между НСПК и вьетнамской платежной системой BanknetVN. Документ предполагает взаимодействие национальных систем платежных карт России и Вьетнама в области проведения операций в банкоматах и POS-терминалах на территории двух государств.