Цифровизация постепенно охватывает все больше секторов экономики и влечет за собой рост интереса к услугам IT-консалтинга. Специалисты делятся мнением о том, как сделать IT-консалтинг доступным для малого и среднего бизнеса.
Для чего бизнесу IT-консалтинг?
IT-консалтинг — это набор аутсорсинговых услуг от компаний-экспертов в сфере информационных технологий, помогающих бизнесу построить, оптимизировать или модернизировать цифровую инфраструктуру для управления предприятием и автоматизации бизнес-процессов.
В ИТ-консалтинг компании приходят после разработки и внедрения собственных платежных сервисов, мобильных приложений и других решений для автоматизации бизнеса. Запуская свои продукты на площадках клиентов, специалисты понимают, насколько востребованы услуги IT-консалтинга. В любой организации, как правило, уже существует какой-то IT-ландшафт, в который нужно интегрировать новые разработки так, чтобы получить синергетический эффект от их взаимодействия с существующими системами.
«Сейчас, когда обстоятельства вынуждают бизнес вставать на цифровые рельсы, постоянно появляются новые решения, которые значительно облегчают процесс цифровой трансформации. Но не все предприниматели успевают отслеживать новинки и разбираться в трендах, потому что сложно вести бизнес и одновременно вникать в новые технологии».
Предпринимателям приходится принимать в штат IT-консультанта, который должен мониторить рынок новых разработок и предлагать подходящие решения. Это, безусловно, влечет за собой дополнительные расходы и вовсе не гарантирует получение рекомендаций должного качества. В таких ситуациях требуются услуги внешних подрядчиков, которые либо сами занимаются разработкой IT-решений, либо выполняют функции интеграторов, внедряют продукты, разработанные другими компаниями.
ИТ-консалтинг для малого бизнеса
Российские IT-компании работают с клиентами из совершенно разных отраслей, в основном с малым и средним бизнесом. Это салоны красоты, медицинские центры, образовательные учреждения, предприятия ЖКХ. Своим клиентам компания в первую очередь предлагает платежные решения, чтобы они могли быстро, удобно и безопасно принимать платежи. Затем к уже запущенной платежной системе добавляются маркетинговые инструменты, позволяющие анализировать набранную базу платежей.
ИТ-консалтинг предлагается как сопутствующая услуга, когда клиентам нужно помочь с выбором решения, которое отвечает поставленным задачам, разобраться в установленных ранее системах, модернизировать их или предложить оптимальную замену устаревшему решению.
Из недавних кейсов вспоминается пример небольшой компании, работающей в сфере обслуживания. Для отправления персонализированных предложений клиентам необходимо было интегрировать с действующим сайтом компании инструменты маркетинга к email-рассылкам. Перед учредителем встали вопросы:
- какие сервисы выбрать,
- как их внедрить / подключить к действующему сайту,
- как собрать базу клиентов,
- где ее хранить,
- где держать данные о платежах,
- как все это обрабатывать?
Кроме решения этих задач нужно было еще учесть требования законодательства в части хранения персональных данных, требования к информационной безопасности и отказоустойчивости системы.
После того, как решения выбраны, внедрены и настроены, наступает следующий этап — «как со всем этим взлететь»? И опять требуется ИТ-консультант, чтобы обучить персонал работать с новой системой. Иногда в процессе внедрения платежного решения или программы лояльности, исполнитель понимает, что нужно оптимизировать какие-то части действующей инфраструктуры заказчика, которые не позволяют установить современный продукт так, чтобы он работал безотказно. В таких случаях разработчики готовят предложение по модернизации инфраструктуры, например, составляют рекомендации по серверам.
Сколько в среднем времени уходит на проект?
Невозможно обозначить какие-то конкретные сроки. Бывают кейсы, когда разработчики и клиент действуют очень слаженно, клиент быстро утверждает ТЗ, исполнитель быстро внедряет систему, настраивает, тестирует и запускает в коммерческую эксплуатацию. Иногда на это требуется буквально несколько часов. Но бывают задачи, когда несколько месяцев уходит только на то, чтобы провести анализ, предложить варианты решения, согласовать выбранный вариант с клиентом и после этого уже приступить к внедрению.
Какие ИТ-решения сейчас востребованы?
Довольно популярна разработка веб-сервисов, личных кабинетов, внедрение программ лояльности, потому что все уже поняли, что нужно работать со своей клиентской базой. За этими решениями часто следуют оптимизация расчетных процессов и установка терминалов самообслуживания для того, чтобы предоставить клиентам сервис, работающий автономно в режиме 24 Х 7 и независящий от человеческого фактора.
Весьма популярна разработка мобильных приложений. Они сегодня нужны, наверное, каждому, кто что-то продает или покупает. Мобильные приложения разрабатываются под конкретную задачу, сервис. В рамках проекта выполняется предпроектное исследование, на его основе формируется техническое задание, по ТЗ составляется смета и коммерческое предложение. КП согласовывается с заказчиком, и, если все устраивает, команда приступает к разработке. После запуска готового приложения, обучаем персонал заказчика.
ИТ-консалтинг будущего
Тренд на цифровизацию бизнеса привел к тому, что компании постоянно пробуют новые сервисы, что-то внедряют, модернизируют. Эти эксперименты и их результаты накапливаются как снежный ком. Управлять ими становится все сложнее. Существует три варианта решения этой проблемы.
1. Взять в штат системного архитектора и делегировать ему полномочия по выбору решений и организации процесса внедрения. Это, как правило, специалисты высокой квалификации с соответствующей зарплатой. Не каждый предприниматель может себе это позволить.
2. Обратиться к фрилансерам, но в этом случае очень много рисков в части информационной безопасности, защиты персональных данных клиентов. Кроме того, фрилансеры, как правило, не гарантируют качества, не несут ответственности за результат. Кроме случайных ошибок могут намеренно оставить уязвимости в софте, допустить утечки данных и иной информации.
3. Обратиться к компаниям-аутсорсерам IT-услуг, которые обычно работают в рамках правового поля, несут ответственность за конечный продукт, занимаются его поддержкой и сопровождением после внедрения.
Малый и средний бизнес все чаще отдают предпочтение третьему варианту, поскольку первый для них слишком дорог, а второй — небезопасен.