Автоматы по продаже билетов — один из самых востребованных видов устройств самообслуживания. Их активно внедряют на транспорте, в кинотеатрах, концертных залах, на спортивных мероприятиях. Повсеместный переход на электронных кассиров объясняется тем, что они обходятся дешевле, работают эффективнее, быстро окупают себя и позволяют в целом оптимизировать процесс обслуживания.
Различают следующие виды билетов, которые можно распространять с использованием автоматических касс:
- Авиабилеты;
- Билеты на электрички и поезда дальнего следования;
- Проездные на городской общественный транспорт / метро;
- Автобусные билеты;
- Билеты в кино, театр, на концерты;
- Билеты на спортивные мероприятия;
- Лотерейные билеты (в то числе билеты электронной лотереи).
Предложенные в этой статье решения могут применяться для автоматизации продаж во всех перечисленных выше случаях. Здесь не будем рассматривать организацию продажи лотерейных билетов, хотя описанные решения могут использоваться и в лотереях. В частности, в компании «Столото» работает решение TouchPlat и arMax «Q-75» для продажи электронных лотерей. Лотерейное направление интересно с точки зрения перспектив развития, но действующий закон о государственном регулировании проведения электронных лотерей определяет ряд ограничений и высокие риски при развитии этого направления.

Лотерейный терминал TouchPlat и ПО arMax для продажи электронных лотерейных билетов
Электронные кассиры для продажи авиабилетов
С переходом на использование электронных авиабилетов их продажу стало удобно автоматизировать за счет интеграции с билетными базами авиакомпаний в режиме онлайн. При покупке билета через терминал клиент выбирает авиарейс и вводит паспортные данные (либо сканирует паспорт). Автомат распечатывает клиенту квитанцию с указанием общей информации о рейсе, а посадочный талон он получает в аэропорту. Терминалы по продаже авиабилетов обычно устанавливают в бизнес-центрах, на вокзалах, в аэропортах, туристических местах, отелях.
Недавно компания TouchPlat совместно с процессингом ArMax завершили проект по автоматизации продажи авиабилетов. Электронные кассиры, интегрированные с системой Сирена-Тревел, были установлены в московских аэропортах и на вокзалах. Автомат позволяет выбрать направление, рейс и место и отсканировать паспортные данные пассажира, которые сразу же вписываются в билет. Оплатить билет можно картой или наличными. После оплаты устройство печатает маршрутную квитанцию, чек и выдает сдачу, если требуется.

Автомат по продаже авиабилетов на Павелецком вокзале
Транзакционные терминалы для продажи ж/д билетов
Транзакционные терминалы для реализации железнодорожных билетов на поезда дальнего следования должны быть подключены к единой базе ОАО РЖД, в которой регистрируется и хранится информация о ж/д билетах. Железнодорожные проездные документы имеют строго определенный формат, поэтому при их продаже необходимо заранее получать и загружать в автоматы специальные бланки строгой отчетности. Сейчас РЖД постепенно переходит на другой способ продажи билетов на поезда дальнего следования, при котором не требуются специальные бланки. Это бронирование электронных билетов. В этом случае клиент выбирает и оплачивает билет через терминал самообслуживания, получает номер брони в виде штрих-кода (QR-кода) на контрольном / посадочном талоне, и по ним может пройти на посадку в поезд. Обычно автоматы по продаже билетов на поезда дальнего следования устанавливают на вокзалах, в бизнес-центрах, аэропортах.

Автоматы по продаже билетов на поезда дальнего следования РЖД
Автоматы для продажи билетов на электрички
Железнодорожные билеты на пригородные поезда обычно продаются в виде специальных чеков, которые печатаются на стандартной термобумаге. Часто в пригородных поездах отсутствуют предопределенные места, поэтому при покупке билета клиенту нужно только выбрать пункт назначения в расписании. Эксплуатацией пригородных проездов и продажей на них билетов обычно занимаются совместные региональные предприятия, организованные при участии частного бизнеса. Поэтому решение внедрить автоматы по продаже билетов в конкретном регионе может быть принято достаточно быстро. Для этого не потребуется одобрение и длительное согласование в центральном аппарате ОАО РЖД, как это обычно происходит при установке терминалов по продаже билетов на поезда дальнего следования, которые курирует ОАО РЖД. Автоматы для продажи билетов на электрички размещают обычно непосредственно на платформах, вокзалах, рынках и в туристических центрах.

Автоматы для продажи билетов на электрички
Автокассы для автобусных билетов
При продаже билетов на междугородние автобусы не предъявляется специальных требований к билетным бланкам, поэтому для их реализации можно использовать стандартные терминалы самообслуживания. Благодаря открытости и низким тарифам рынок междугородних автобусных перевозок стабильно растет, они пользуются спросом у населения. То есть, вложения в автоматизацию продажи билетов окупаются быстро. Автокассы устанавливают на автовокзалах, в туристических и бизнес-центрах. Часто такие автоматы совмещают продажу билетов с выдачей справочной информации.

Автомат по продаже автобусных билетов на автовокзале Череповца
Автоматы для продажи билетов в кино / театры / на спортивные мероприятия
В отличие транспортных билетов, продажа которых у большинства перевозчиков уже автоматизирована, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия распространяются через онлайн-сервисы или через обычные кассы. Для компаний, внедряющих автоматические билетные системы, тут поле деятельности достаточно широкое. Театры, кино, концерты, музеи, стадионы — это далеко не полный список организаций, деятельность которых требует регулярного массового распространения билетов.
На некоторые из таких мероприятий можно приобрести электронный билет в интернете, сохранить QR-код на телефон и войти без бумажного билета. Однако этим способом пользуется лишь часть аудитории. Значительная доля посетителей продолжает приобретать билеты в кассах. Эту часть продаж тоже можно автоматизировать.
По подсчетам сети кинотеатров «Премьер Зал» электронные кассиры увеличивают доход на 20%, поскольку в отличие от обычной кассы их легко расставить в торговых центрах, супермаркетах, институтах. Они привлекают посетителей яркой рекламой, позволяют просмотреть трейлер фильма перед покупкой билета, выбрать сеанс и место.

Билетный автомат поможет кинотеатру сократить число касс до минимума
Терминалы екатеринбургской компании «Мобионика» продают билеты посетителям зоопарка «Орто-Дойду» в Якутии. Компания разработала автоматы для продажи входных билетов еще в 2014 году. По словам руководителя компании Игоря Константинова, получилось многофункциональное кросс-платформенное решение, которое может быть использовано в любой сфере: театрах, кинозалах, зоопарках, галереях, музеях, парках развлечений, на выставках, словом, везде, где руководство и владельцы мест массового посещения хотят оптимизировать работу персонала. Автоматизация продажи билетов с помощью терминалов самообслуживания поможет ускорить вход посетителей и устранить очереди. Первые билетные терминалы компания отправила в Республиканский зоопарк «Орто-Дойду» Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). Ранее компания поставила терминал самообслуживания в якутский бассейн «Чолбон». Поставка был выполнена по заказу Министерства спорта Республики Саха.
Готовые программно-аппаратные решения, предназначенные для организации продажи билетов различных типов, предлагают несколько российских разработчиков: «TouchPlat», «Электронный Кассир», «Урбан Софт».
Основные функции решения для автоматизации продажи билетов
- Хранение информации о билетах доступных к продаже.
- Гибкие возможности по организации выбора нужного билета и варианта тарификации.
- Отображение расписания или афиши.
- Возможность блокировки выбранного места на время оплаты билета и последующее снятие блокировки.
- Интеграция с действующими базами данных авиакомпаний, ЖД, кинотеатров и др. в режиме онлайн.
- Терминальное ПО позволяет организовать продажу билетов, в том числе и с использованием бланков строгой отчетности.
- Прием оплаты наличными / карами / бесконтактно смартфоном.
- Выдача сдачи купюрами / монетами (используется специальное оборудование — диспенсеры, хоперы.
Модуль кассира для выполнения сервисных функций (возврат билета, обмен, редактирование базы).
Возможность работы с личным кабинетом и бонусными системами. - Использование единой системы мониторинга и управления сетью билетных автоматов.
Возможна интеграция с системой продажи билетов TicketSoft TS:LuckyTicket, установленной в большинстве спортивных стадионов, а также во многих кинотеатрах и развлекательных комплексах России и стран СНГ.
На Kiosks.ru представлена полная линейка автоматов по продаже билетов, в которую входят модели для помещений и уличные варианты. Все модели российского производства, прошли сертификацию на соответствие стандартам качества ISO 9001. Производители, выпускающие билетные автоматы: «Автоматы.ру», «Тачплат», «Электронный кассир». Ориентировочная стоимость автомата — 159 — 200 тысяч рублей.
Эксперты считают платежные терминалы наиболее перспективным каналом продаж билетов
Ранее системы электронной оплаты билетов не пользовались большой популярностью у населения. Связано это было с недоверием к стоящим на улицах и станциях метро платежным автоматам и с незнанием их возможностей. В период кризиса потребители в полной мере оценили все преимущества бронирования и покупки билетов через интернет и платежные терминалы. Только в секторе авиаперевозок рост продаж составил более 360%. Согласно исследованию J`son & Partners Consulting через электронные каналы в России в 2009 году было продано 6,2 млн билетов. 70% из них приходится на авиабилеты, остальные 30% – на развлекательные мероприятия – театры, концерты, исключая кинопоказы. При этом даже снижение авиапотоков в кризисный период не помешало развитию отрасли.
По мнению аналитиков J`son & Partners Consulting, положительная динамика продаж билетов через электронные системы оплаты объясняется увеличением аудитории сети интернет, распространением широкополосного доступа в сеть и растущей популярностью онлайновых платежных сервисов. Выручка от продаж билетов на развлекательные мероприятия в 2008 году составила 27 миллиардов рублей. В 2009 году в связи со снижением средней стоимости билета сумма выручки оказалась несколько ниже, зато доля билетов, купленных через платежные терминалы, выросла на 18%, а выручка от их продажи достигла 1,6 миллиарда рублей.
Сотрудники одного из популярных порталов, занимающегося онлайновой продажей билетов, считают, что статистика могла бы быть еще более впечатляющей, если бы не стареющее население страны. Например, значительная часть аудитории театров – люди старшего поколения, которые часто относятся к интернету с недоверием. В связи с этим наиболее перспективным каналом продаж эксперты считают платежные терминалы. В 2009 году рост продаж билетов в одной из крупных сетей платежных терминалов составил 370% (почти с нуля), а за первые 10 месяцев 2010 года – 375%.
Эксперты полагают, что безопасность — главная проблема бурно развивающейся индустрии онлайновой продажи билетов. Число порталов, продающих билеты, растет, как грибы после дождя. Таким образом формируется благоприятная среда для мошенников. В связи с этим потребителям советуют не соблазнятся низкими ценами на билеты, которые можно наблюдать на некоторых порталах. Неадекватно низкие цены — верный признак мошеннического сайта. Не спешите покупать билет, если цена вызывает сомнения, проверьте тарифы на аналогичные билеты как минимум на 4–5 других ресурсах. Если стоимость существенно отличается, лучше заказать билеты через сайт авиакомпании.
Билет в московский планетарий можно купить в автомате
В Московском планетарии появились автоматы по продаже билетов, сообщили в пресс-службе планетария. Бесконтактный способ оплаты билета позволяет производить расчёт одним прикосновением. Он заменяет наличные и расширяет возможности кредитных карт. Теперь приобрести билет в любой зал планетария или подарочный сертификат можно за секунду. Кроме того, посетители смогут воспользоваться новой системой оплаты и с помощью современных моделей мобильных телефонов — для этого достаточно поднести экран телефона к бесконтактному платежному устройству.