Кинотеатры и индустрия развлечений — вторая по величине отрасль после общественного питания, которой пандемия нанесла наиболее тяжелый урон. Если в 2019 году по данным Фонда кино отрасль получила максимальные кассовые сборы за всю историю российского проката (свыше 50 миллиардов рублей), то по итогам 2020 года участники рынка оценили убытки примерно в эту же сумму.
По мнению экспертов, после того, как индустрия вернется к полноценной работе, ей потребуется минимум полтора года, чтобы выйти на рентабельность. Выручка кинотеатров складывается из кассовых сборов и дохода от продажи напитков и еды. Основные статьи расходов — заработная плата сотрудникам, аренда и коммунальные платежи. Принятые во время пандемии новые правила работы кинозалов могут привести к сокращению выручки.
В отрасли разработали и направили в Роспотребнадзор предложения, которые позволят кинотеатрам минимизировать потери от ограничений и вместе с тем обеспечить безопасность зрителям. Среди предложенных мер:
- увеличение промежутков между сеансами для проветривания помещения,
- альтернативные планы рассадки,
- бесконтактные способы продажи и проверки билетов в кинозалах.
Последний пункт, наверное, самый затратный и технически сложный, но некоторые площадки это не останавливает. Бесконтактная продажа билетов уже реализована в «Кронверк Синема», ZOOM CINEMA и «Каро Фильм». А решения для ее внедрения в кинотеатрах представляли недавно на «Кино Экспо» компании «Премьер Зал» и «Киноплан». В их основе — билетные терминалы TOUCHPLAT™ с программным обеспечением и интеграцией в популярные системы продажи билетов.
В сети КАРО бесконтактные технологии используют не только для продажи билетов. Еду и напитки в кинотеатре на Новом Арбате зрители покупают через кассы самообслуживания. Под этот проект была разработана компактная модель мини-кассы в настольном исполнении. Ее тоже показывали на «Кино Экспо» 2021. Купить кассы самообслуживания для кинотеатров, кинобаров, кафе и микромаркетов, можно в компании «Тачплат».
По подсчетам компании «Премьер Зал» такие решения для кинотеатров увеличивают доход на 20%, поскольку с их помощью можно продавать билеты в точках, где обычные кассы поставить сложно. Электронные кассиры позволяют экономить зарплатный фонд, устраняют необходимость контактов посетителей с персоналом и привлекают зрителей яркой рекламой фильмов на больших экранах. Покупая билет в автомате, зритель может просмотреть трейлер фильма и избранные фрагменты. Это тоже способствует повышению продаж.
Уже сейчас ясно, что кризис переживут не все кино-площадки. В 2019 году в России насчитывалось 1,9 тысяч кинотеатров (более 5 тысяч экранов). По оценкам Ассоциации владельцев кинотеатров, примерно 10% из них не откроются после пандемии. К обычным проблемам с нехваткой денежных средств и дефицитом новых фильмов прибавилась еще необходимость конкурировать с онлайн-сервисами. За время пандемии их аудитория выросла на 30% — 50%. Только в 2019 году общая выручка онлайн-кинотеатров от показа фильмов превысила 17 миллиардов рублей. Часть зрителей, возможно, и дальше останется поклонниками онлайна. Однако, за время вынужденных ограничений репертуар цифровых площадок зрителям изрядно приелся. Они уже готовы выходить в публичные места и смотреть живое кино.
Оффлайн-кинотеатры планируют привлекать посетителей специальными акциями, заморозкой цен на билеты, новыми релизами зарубежных и российских студий, широкими рекламными кампаниями в общественных местах. Чтобы выйти из кризиса, придется подумать над новыми экономическими моделями, поискать нетривиальные решения.
Сейчас владельцы кинотеатров могут рассчитывать на государственную поддержку как пострадавшая от пандемии отрасль. Это — отсрочка по налогам, снижение размера страховых взносов, льготные условия кредитования, арендные каникулы. В министерстве культуры заявили, что все меры поддержки кино-отрасли будут включены в концепцию развития отечественной кинематографии на период до 2025 года.