Расширение каналов реализации проездных документов на пригородные проезда путем внедрения автоматов по продаже билетов (билетопечатающих автоматов, БПА) является одной из стратегических задач для пригородных пассажирских компаний. Выполнение этой задачи позволит пригородным пассажирским компаниям повысить качество услуг и капитализацию компаний.
В ближайшее время пригородные пассажирские компании планируют значительно расширять каналы продаж проездных документов посредством увеличения количества билетных автоматов. На начало 2012 года пригородными пассажирскими компаниями (ДО ОАО «РЖД») эксплуатируются 1 тыс. 134 билетных автомата. Большая часть терминалов самообслуживания эксплуатируется на наиболее пассажирообразующих станциях и остановочных пунктах Центральной ППК (591 ед.), Северо-Западной ППК (208 ед.), Свердловской ПК (123 ед.), Северо-Кавказской ППК (100 ед.) и Самарской ППК (66 ед.).
В 2012 году планируется закупить 1 тыс. 230 БПА, расширив, таким образом, сеть терминалов самообслуживания до 2 тыс. 364 единиц. До конца 2013 года сеть терминалов самообслуживания в зонах работы ППК планируется расширить до 3 тыс. единиц.
Доля проездных документов, оформленных с помощью терминалов самообслуживания, стабильно растет. В 2011 году на станциях, оборудованных билетными автоматами, доля проездных документов, оформленных на БПА, составила 12,5% от общего количества проданных на этих станциях билетов. В 2012 году этот показатель планируется увеличить до 15%, а к концу 2013 года – до 30%.
Билетные автоматы позволяют пассажирам, экономя время, самостоятельно за наличный расчет оформить проездные документы на пригородные пассажирские поезда. Работа данных автоматов аналогична работе терминалов по оплате различных услуг (ЖКХ, мобильная связь, оплата доступа в сеть Интернет): сначала пассажир формирует запрос на предоставление услуги (в данном случае на оформление билета), а затем, ознакомившись с условиями ее предоставления (в данном случае с ценой), принимает эти условия либо отказывается от услуги.