2015 год: сокращение сети платёжных терминалов и QIWI-кошельков
По итогам 2015 г. число действующих платёжных автоматов QIWI снизилось на 5% до 172 269 по сравнению с предыдущим годом, сообщается в годовой отчетности компании. В указанную цифру вошли также 25 тысяч точек приёма платежей Contact и Rapida, поглощенных QIWI ранее.
Сокращение количества устройств самообслуживания QIWI эксперты связывают с усилением контроля ЦБ за деятельностью платёжных агентов.
Количество электронных кошельков в системе за 2015 год снизилось на 6%. и составило 16.1 миллионов. Снижение произошло в основном из-за сокращения расходов на рекламу, уменьшения сети терминалов и общего экономического спада в стране, влияющего на потребительскую активность.
Тем не менее выручка платежного сервиса QIWI выросла в 2015 году на 16% по сравнению с показателями 2014 года и составила 10,2 миллиарда рублей, а чистая прибыль поднялась на 18% до 4,1 миллиарда рублей.
Общий объём платежей, проходящий через QIWI увеличился на 35% до 872,6 миллиардов рублей.
Рост в сегментах денежных переводов и интернет-торговли
Наибольший рост в 2015 году отмечался в сегменте денежных переводов. Выручка системы от них возросла на 80% до 1,79 миллиардов рублей. Платежи в сегменте интернет-торговли увеличились на 42% до 2,86 миллиардов рублей. А вот объём платежей за финансовые услуги снизился на 1/3 и составил 1,37 миллиардов рублей. Выручка от оплаты мобильной связи снизилась на 20% до 1 миллиард рублей.
Прогнозы QIWI на 2016 год:
Платежный сервис QIWI ожидает в 2016 году увеличение скорректированной чистой выручки с 5% до 8% по сравнению с 2015 г., а скорректированной чистой прибыли с 7% до 12%.
По прогнозам компании общие макроэкономические условия в России продолжат оказывать негативное влияние на покупательную способность населения. Высокий уровень инфляции в сочетании с уменьшением реальной заработной платы скажутся на располагаемом доходе. Это приведет к общему снижению расходов населения и, как следствие, снижению объема платежей.
В QIWI отметили также негативные тенденции на рынке денежных переводов из-за изменения миграционных потоков. Ожидается, что снижение числа мигрантов и слабый спрос на услуги перевода денежных средств отрицательно повлияет на доходы от этого сегмента.
Аналитики JPMorgan подсчитали, что в 2015 году QIWI не досчиталась 3,8 млрд руб. выручки
Платежным терминалам осталось недолго… Демарш ЦБ приближает сроки их ухода с рынка.
С тех пор как ЦБ в начале лета обнаружил массовые нарушения владельцами платежных терминалов правил работы с наличностью, сеть платежных агентов Qiwi основательно сократилась. Газета «Коммерсантъ» сообщила со ссылкой на источники, что работать прекратило около 25% терминалов Qiwi, сама компания утверждает, что 20%. Пусть даже 20% – это все равно много. Хотя Qiwi активно развивает и альтернативные способы платежей (например, электронный кошелек Qiwi Wallet, которым можно пользоваться и с обычного компьютера), потеря 20% терминалов для компании наверняка ощутима. Тем более что она сочетается с увеличением выплат сохранившимся агентам. Аналитики JPMorgan подсчитали, что в новых реалиях Qiwi недосчитается примерно 0,9 млрд руб. выручки в этом году, а в следующем – уже 3,8 млрд руб.
Платежный терминал – чисто российское изобретение, возникшее в начале 2000-х гг. в условиях, с одной стороны, быстрого роста мобильной связи, интернет-доступа и других услуг, которые нужно периодически где-то оплачивать, и, с другой стороны, сравнительно слабого распространения среди населения кредитных карт. Благодаря такому стечению обстоятельств основателям Qiwi удалось развернуть мощный и динамично растущий бизнес – выручка компании еще пять лет назад росла на 30–50% ежегодно. А в мае 2013 г., когда Qiwi размещала акции на американской бирже NASDAQ, инвесторы оценили ее в 32,7 показателя прибыли – довольно щедрый мультипликатор, в особенности для российских компаний.
Уже тогда было понятно, что эпоха платежных терминалов не будет длиться вечно – со временем люди привыкнут оплачивать услуги в интернете, через мобильные приложения и т. д.
Нынешний демарш ЦБ не то чтобы разрушает бизнес «терминальщиков», но некоторым образом усугубляет ситуацию. В борьбе за клиента часть владельцев терминалов попытались отменить внешние комиссии – они стали зарабатывать только на внутренних, т. е. на отчислениях компаний – получателей платежей, которые, впрочем, в последние два-три года тоже резко сократились. Теперь же, когда ЦБ строго велел всем участникам этого рынка зачислять все проходящие через терминалы деньги на спецсчета, возможности для манипуляций с наличностью исчезли и что-то заработать можно, только возвращая комиссии за платежи. Ясно, что это как минимум не добавит популярности терминалам.
Qiwi и владельцы других платежных систем пытаются приспособиться к изменениям. В частности, Qiwi заговорила о создании широкой сети почтоматов для доставки и оплаты заказов, сделанных в интернет-магазинах. Но вот терминал – некогда основной для этих компаний инструмент заработка, похоже, – будет все стремительнее превращаться в архаичное устройство.