04.06.2009 подписан федеральный закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, принятый Государственной думой 22 мая 2009 года и одобренный Советом Федерации 27 мая 2009 года.
Поправка в положение об исполнении обязательств оператора по приему платежей предполагает страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по расчетам с поставщиками. Кроме того, правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физлиц. Поправки также предполагают, что платежный субагент не вправе привлекать других лиц для приема платежей. Уточняются условия запрета деятельности юрлица или индивидуального предпринимателя по приему денежных средств от физических лиц.
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет и сдавать в банк наличные средства, полученные от плательщиков.
В законе прописано положение о том, что кредитные организации, применяющие платежные терминалы и банкоматы, обязаны ежедневно вести бухгалтерский учет, применять исправные терминалы и банкоматы.
Несоблюдение оператором требований данного закона является основанием для расторжения поставщиком с ним договора.
Согласно закону, оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика принимать от физического лица денежные средства в целях исполнения им обязательств перед поставщиком товаров или услуг на основании заключенного с поставщиком договора. При этом оператор обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя. Оператор также вправе заключить договор по приему денежных средств с субагентов.
Устанавливаются специальные требования к платежным терминалам: в качестве одного из условий определяется обязательность использования контрольно-кассовой техники, устанавливаются требования к кассовому аппарату и чеку.
Выдержка из статьи «Прямой разговор» о применении контрольно-кассовой техники в платежных терминалах.(Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право»).
На вопросы читателей отвечает Сергей Георгиевич Федюнин, заместитель начальника отдела оперативного контроля и применения контрольно-кассовой техники УФНС России по Новосибирской области.
***
— Мы собираемся установить по городу платежные терминалы для приема оплаты за услуги мобильной связи и доступ к сети интернет. В дальнейшем планируем через эти же терминалы принимать коммунальные платежи и платежи за некоторые другие услуги. В связи с этим у нас возникает вопрос: надо ли такие терминалы регистрировать в налоговой инспекции?
— Давайте сразу определимся. Во-первых, прием перечисленных платежей может осуществляться только с использованием контрольно-кассовой техники, включенной в государственный реестр. Во-вторых, указанная техника должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции по месту учета вашей организации в качестве налогоплательщика. В настоящее время в государственном реестре представлена всего одна модель контрольно-кассовой техники (фискальный регистратор ПРИМ-21К), разрешенная к применению в составе кассовых автоматов, к которым можно отнести торговые автоматы и платежные терминалы. Поэтому если терминалы, которые вы собираетесь устанавливать, оснащены указанным фискальным регистратором, то они могут использоваться для приема платежей и подлежат регистрации в налоговом органе. В противном случае создается парадоксальная ситуация и рядом с вашим терминалом придется усадить кассира с кассовым аппаратом, который будет отбивать чеки.
— Но ведь это абсурд. Зачем тогда вообще устанавливать дорогостоящие терминалы? И потом, насколько нам известно, по городу установлено уже довольно большое количество платежных терминалов.
— Согласен с вами, что ситуация абсурдная. А организации, которые используют не включенную в госреестр технику, рискуют в любой момент быть оштрафованными за нарушение законодательства о применении ККТ.
— Где же выход? Когда появится техника, которую можно будет использовать не нарушая закона?
— К сожалению, на этот вопрос я вам определенного ответа дать не смогу. По моим сведениям, уже давно разработаны и готовы к производству несколько моделей платежных терминалов, которые могут быть внесены в государственный реестр. Однако правительство уже три года не может утвердить порядок ведения госреестра ККТ и технические требования к ККТ, а без этих документов ни одна модель контрольно-кассовой техники в госреестр внесена быть не может.
***
— Добрый день! Офис нашей компании находится в одном районе города, а склад, с которого отпускаются товары, — в другом. Скажите, где нам надо установить кассовый аппарат?
— Кассовый аппарат надо поставить там, где вы принимаете наличные деньги от населения. Ведь вы должны пробить кассовый чек в момент оплаты товара.
— Покупку мы оформляем в офисе, там же принимаем деньги. А потом покупатель со всеми документами едет на склад и получает товар. То есть правильно ли я понимаю, что кассу надо поставить в офисе?
— Совершенно верно. Если оплата происходит в офисе, то и кассовый аппарат ставится в офисе.
***
— Главный бухгалтер новосибирской торговой фирмы с вопросом. У нас возникла такая проблема: я решила просмотреть наличие первичных документов и правильность оформления авансовых отчетов. Во многих авансовых отчетах обнаружила не просто плохо читаемые кассовые чеки, а обыкновенные белые листочки. Я знаю, что кассовые чеки, как и другая «первичка», должны храниться не менее пяти лет. Может, посоветуете, как нам обеспечить сохранность чеков?
— Все дело в том, что во многих моделях кассовой техники чеки печатаются на термобумаге. Зачастую используется чековая лента, изготовленная из термобумаги, качество которой не соответствует образцам, рекомендованным изготовителем ККТ, что приводит к преждевременному исчезновению изображения на чеках. Кроме того, большое значение имеют условия хранения кассовых чеков. Специалисты советуют: для того, чтобы изображение с кассовых чеков, отпечатанных на термобумаге, не исчезло ближайшие пять лет, их надо хранить в особых условиях. Прежде всего это температура 18-24 градуса и относительная влажность воздуха не более 68 процентов…
— То есть даже тепла от батареи отопления или настольной лампы будет достаточно для того, чтобы потерять информацию?
— Это действительно так. Ни в коем случае не позволяйте прямым солнечным лучам попадать на чек. Нельзя хранить чеки в куче, изображением друг к другу. Необходимо также избегать попадания на бумагу различных химикатов, спиртов, других растворителей. Чеки боятся клея на жидкой основе. При оформлении авансовых отчетов пользуйтесь клеем-карандашом, а лучше степлером. И никогда не держите чеки под прессом.
***
— Я работаю главным бухгалтером в ломбарде. У меня вопрос: нужно нам ставить ККТ или достаточно заполнять бланки строгой отчетности БО-7 «Услуги ломбарда при выдаче краткосрочного кредита под залог вещей»?
— Если вы при оказании услуг ломбарда применяете бланки строгой отчетности установленной формы, то кассовый аппарат для этих услуг использовать не надо. Однако должен поставить вас в известность, что приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.06 № 20н для ломбардов были утверждены новые формы бланков строгой отчетности «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция», которые должны применяться ломбардами при оформлении залога и хранения вещей в ломбарде с 1 июня 2006 года. Ранее утвержденные бланки с указанного срока оформляться не должны.
***
— Наша организация продает газеты, журналы, книги и другие сопутствующие товары. Надо ли нам применять контрольно-кассовую технику?
— Право не применять ККТ есть лишь у тех, кто реализует газеты и журналы через специализированные киоски. При этом доля газет и журналов в товарообороте должна быть не менее 50 процентов, а учет следует вести раздельно.
— А каким образом считать долю газет и журналов в общем товарообороте организации? По каким критериям это делать?
— Берутся сведения о выручке за прошедший отчетный период, то есть за квартал. И на основании этих данных определяется доля выручки от продажи газет и журналов. Если она составляет 50 процентов и более, то вы имеете право не применять ККТ в текущем квартале. Если нет, то применять ККТ обязательно. Кроме того, обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что по закону ассортимент сопутствующих товаров должен соответствовать перечням, утверждаемым органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В противном случае обязательно должна применяться контрольно-кассовая техника.
— А где мы можем ознакомиться с этим перечнем, если наша организация осуществляет торговлю в Новосибирске?
— Ассортимент сопутствующих товаров, продаваемых в газетно-журнальных киосках, на которые не распространяется применение контрольно-кассовых машин, был утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 02.05.06 № 32-ПА.
***
— Я индивидуальный предприниматель. Занимаюсь торговлей и приемом металлолома. В магазине у меня установлен кассовый аппарат, а недавно я узнал, что его надо использовать и при приеме металлолома. Но я никак не пойму, кто кому должен давать чек в такой ситуации? Ведь человек приносит не деньги, а металлолом, а деньги я ему выдаю…
— Чек должны выдать вы. Дело в том, что Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ обязывает организации и предпринимателей применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов. Исключение составляют случаи, оговоренные в пункте 3 статьи 2 этого закона. Там перечислены виды деятельности, при осуществлении которых можно принимать наличные без применения ККТ. И в этом пункте специально оговорено, что освобождение не предоставляется организациям и предпринимателям, осуществляющим прием от населения металлолома. Следовательно, наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома должны в обязательном порядке производиться с применением контрольно-кассовых машин.
— Понятно, а могу я использовать для этих целей кассовый аппарат, установленный в магазине?
— Нет, не можете. Наличные денежные расчеты в данном случае должны осуществляться с применением отдельной ККТ, которая не используется для фиксации расчетов, связанных с приемом наличных денежных средств. При этом фиксируемые в фискальной памяти ККТ данные о выручке будут соответствовать суммам, выданным сдатчикам металлолома. В этом случае в кассовом чеке следует пробивать сумму, выданную сдатчику за принятый металлолом; а порядок снятия сменного Z-отчета и фискального отчета регламентируется технической документацией на применяемую ККТ. В графе 10 формы № КМ-4 (журнал кассира-операциониста) данные будут соответствовать сумме выданных денег за принятый от сдатчиков металлолом.
***
— Должны ли юридические фирмы при приеме от населения денег за юридические услуги применять ККТ?
— А чем занимается ваша юридическая организация? Это адвокатское объединение?
— А разве есть разница?
— Да, разница есть. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Поэтому по ней применять ККТ и бланки строгой отчетности не надо. А вот иная юридическая деятельность уже является предпринимательской. Соответственно нужна и ККТ.
— У нас не адвокатская фирма. Получается, что при оказании юридических консультаций за наличные кассовый аппарат нам все же потребуется?
— Совершенно верно.
— Может, мы вправе выдать бланки строгой отчетности?
— Нет. Квитанции на бланках строгой отчетности выдавать вы не имеете права, поскольку соответствующие формы бланков для вашего вида деятельности Министерством финансов не утверждались. Я бы советовал вам получить эти деньги сразу на расчетный счет.
Дмитрий Медведев поставил точку в конфликте между банками и платежными агентами
Дмитрий Медведев подписал капитуляцию банков в битве за существование платежных терминалов. Теперь агенты по приему денег у населения могут существовать на законных основаниях — к ним предъявлены требования, направленные на защиту прав потребителя. Если что — платежных агентов ждет штраф.
Дмитрий Медведев поставил жирную точку (точнее, подпись) в конфликте между банками и платежными агентами. Как сообщает пресс-службе главы государства, подписан закон о платежных терминалах. Таким образом, банки проиграли войну.
По информации РИА «Новости» 4 июня Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» было направлено обращение Дмитрию Медведеву с просьбой отклонить принятый парламентом федеральный закон о платежных терминалах. Банкиры указывают президенту, что этот закон не предусматривают ни лицензирования, ни надзора за небанковскими исполнителями, а значит, не защищают интересы потребителей.
В этот же день Пресс-служба Кремля сообщила, что Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Все началось очень давно, году этак в 2007, когда внезапно до законодателей дошло, что простые люди уже давно используют платежные терминалы для оплаты счетов за сотовую связь, спутниковое ТВ, интернет, услуги ЖКХ и бог знает что еще. Это удобно и быстро. А вот законов, которые бы регулировали деятельность владельцев таких «стоек» по оплате, нет. И потому когда возникают конфликты между потребителем и владельцем или владельцем и контролирующими органами — вопрос решают кто во что горазд.
Как обычно больше всего страдает обычный человек. Например, нет требований к тому, что именно должно быть указано на чеке. Поэтому если деньги вдруг не дошли — доказать, что ты их все же отправил и это сбой в системе иногда очень трудно, если не невозможно. А некоторые терминалы и вовсе не выдают чеков. Но хуже всего с комиссией — ее частенько не указывают, и потеря в пользу агента обнаруживается уже постфактум, когда становится поздно.
И вот в начале 2008 года в Госдуму был внесен проект закона, в котором четко указывались все требования. Казалось бы, чего тут спорить? Одобрить его на благо потребителя — и все дела. Однако все оказалось не так просто. С тех пор прошло почти полтора года, и только с 1 января 2010 года закон вступит в действие.
Дело в том, что закон вызвал противостояние между платежными агентами и банкирами, точнее, конфликт интересов сторонников агентской и банковской схем на рынке терминалов. Первые боролись за сохранение «стоек», вторые же хотели, чтобы все моментальные платежи совершались через банкоматы.
Госдума несколько раз в прошлом году откладывала рассмотрение законопроекта. В первом чтении он был принят только осенью 2008 года — наверное, потому, что банковское лобби было занято тем, чтобы не допустить краха всей финсистемы страны и ей было не до того. После этого дело пошло быстрее, и в окончательном чтении закон одобрили весной. Но тут на его пути встал Совет Федерации. 1 апреля он наложил на законопроект вето. Причина — сенаторам не понравились положения, связанные с обязательным использованием контрольно-кассовой техники. По мнению специалистов, за этим явно прослеживался «банкирский след» — не во все банкоматы можно встроить соответствующую «фискальную ленту».
В Госдуме долго обсуждали вопрос, преодолевать ли вето Совета Федерации или создать согласительную комиссию. В итоге было решено создать комиссию. В результате верхней палате парламента (а с ней и банкирам) пришлось уступить. После незначительных изменений, Совет Федерации одобрил закон в редакции согласительной комиссии. Вердикт: платежным терминалам быть.
О чем же говориться в законе? Вообще он направлен на защиту прав потребителя. Банковский платежный агент может использовать платежные терминалы и банкоматы, но при этом они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой, то есть выдавать чеки. Причем чеки установленного образца. На них, среди прочего, должны быть указаны общая сумма платежа, наименование товара или работ, услуг, размер комиссии, дата и время платежа, реквизиты оператора, через платежную систему которого проводится операция. Все реквизиты должны быть четкими и легко читаемыми в течение трех лет. Должна быть также информация о самом платежном агенте на терминале.
Кроме того, агент должен теперь страховать риски неисполнения своих обязательств перед банком. Кроме того, исполнение его обязательств должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией.
При этом за правительством РФ закреплено право установить перечень товаров, работ, услуг, в оплату которых банковский платежный агент не вправе принимать платежи физлиц.
Если терминал чека не выдает — налагается штраф. На граждан — от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей, на должностных лиц — от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, на юрлиц — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей. Соответствующие изменения внесены в КоАП.
На платежных агентов распространяется и закон об отмывании денег. Банки и другие организации, предоставляющие в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях, будут обязаны идентифицировать клиентов в случае, если сумма наличного платежа или перевода превышает 15 тыс. рублей. В настоящее время законодательство предусматривает обязательную идентификацию клиентов при платежах свыше 30 тыс. рублей.
Так что потребители защищены, а агенты защитили свое право на существование.
Новым законом недовольны два крупных розничных банка – ВТБ- 24 и Сбербанк
Интересы граждан, оплачивающих услуги ЖКХ, налоги, штрафы и кредиты через платежные терминалы, не защищены, посчитали банкиры и предприниматели. Они призывают президента Дмитрия Медведева отклонить законы, регулирующие деятельность операторов моментальных платежей.
С 2010 года граждане смогут оплатить через платежные терминалы не только услуги интернета и мобильной связи, но и ЖКХ, налоги, штрафы и кредиты. Все терминалы, оснащенные контрольно-кассовой техникой, должны выдавать клиентам чеки, содержащие информацию о сумме платежа, наименовании товара, работ или услуг, размере комиссии.
Как сообщает пресс-служба Кремля, сегодня президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Соответствующие законы («О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием этого закона) Госдума приняла в конце мая.
Однако ряд банкиров и предпринимателей выступили единым фронтом выступают против подписания президентом этих правовых актов. По их мнению, расширение функций платежных терминалов нарушает интересы населения.
Вредоносные терминалы
«Хотим обратить ваше внимание на то, что вступление в силу указанных законов способно нанести значительный ущерб как гражданам страны, так и Российской Федерации в целом», — говорится в обращении, под которым подписались Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России, Российский союз промышленников и предпринимателей и Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России».
По мнению представителей этих организаций, принятые Госдумой законы «не предусматривают ни лицензирования, ни надзора за небанковскими исполнителями указанных выше операций, а значит, реально не защищают интересы потребителей услуг по приему платежей, которыми уже сегодня являются миллионы граждан России».
«Война двух индустрий»
«История с платежными терминалами – это война двух индустрий: платежных агентов и банков», — считает Дмитрий Янин, председатель правления конфедераций обществ потребителей.
По мнению Елены Скатерной, ведущего консультанта по праву компании «ФинЭкспертиза», учитывая, что граждане все чаще используют платежные терминалы, принятие законов своевременно. По ее мнению, положения закона, наоборот, «направлены на защиту прав физических лиц, пользующихся платежными терминалами». В частности, в законе говорится, что денежное обязательство клиента считается исполненным, как только деньги передаются платежному агенту. Таким образом, человек не несет ответственность за недобросовестные действия владельцев платежных терминалов.
«На самом деле, этими законами недовольны всего два крупных розничных банка – ВТБ- 24 и Сбербанк, — говорит Борис Ким, председатель комитета по платежным и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговки (НАУЭТ). –Эти банки имеют широкую сеть отделений, а принятые законы облегчают вход на рынок новых игроков. Теперь чтобы начать оказывать услуги не нужно открывать филиал, достаточно создать терминальную сеть. Соответственно, разветвленная филиальная сеть этих банков обесценивается и перестает быть конкурентным преимуществом».
Письмо Министерства финансов РФ от 10.02.2010 г. о неправомерности отказа в регистрации ККТ для платежных терминалов
Министерство финансов РФ в своем письме от 10.02.2010 г. duma.gov.ru/credit/page/an.html еще раз подчеркивает, что перечень документов, подлежащих предоставлению в налоговый орган в целях регистрации ККТ и перечень оснований для неисполнения государственной функции – регистрации ККТ (отказа в регистрации ККТ), предусмотренные пунктом 15 Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. №470 и пунктом 27 Административного регламента исполнения ФНС государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного приказом Минфина №19н от 10 марта 2009 г. являются исчерпывающими и не предполагают установления дополнительных условий регистрации ККТ.
Отказ в регистрации ККТ по основаниям, не предусмотренным в Положении о регистрации ККТ и Административном регламенте – неправомерен.
ФНС России: О регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ), встраиваемой в платежные терминалы
Федеральный закон от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон) устанавливает обязанность платежных агентов в срок до 1 апреля 2010 года зарегистрировать в налоговых органах контрольно-кассовую технику (ККТ), входящую в состав платежного терминала (банкомата).
До конца срока регистрации осталось менее двух месяцев. Количество обращений на регистрацию в настоящее время минимально. С учетом большого числа платежных терминалов, подлежащих регистрации (по экспертным оценкам, на территории Российской Федерации платежными агентами используется более 300 тысяч единиц терминалов, не оснащенных контрольно-кассовой техникой), ФНС России ожидает резкий рост обращений по вопросу регистрации ККТ в составе платежных терминалов в последние недели срока, отведенного для регистрации. Во избежание очередей и связанных с ними неудобств платежным агентам рекомендуется не откладывать регистрацию ККТ на конец установленного Федеральным законом срока.
Порядок регистрации ККТ установлен Административным регламентом (приказ Минфина России от 10.03.2009 № 19н) и Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. № 470. Регистрации подлежит контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Госреестр ККТ и предназначенная для применения в составе платежных терминалов (банкоматах).
Зарегистрировать в налоговых органах ККТ, входящую в состав платежного терминала (банкомата), обязаны:
— оператор по приему платежей — платежный агент;
— платежный субагент — платежный агент;
— банковский платежный агент;
— кредитная организация (в случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности).
Регистрация ККТ в составе платежного терминала (банкомата) осуществляется на основании заявления (форма установлена приказом ФНС России от 09.04.2008 №ММ-3-2/152@), а также паспорта на ККТ и договора с Центром технического обслуживания (далее — ЦТО).
Для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе пользователь представляет заявление в налоговый орган (по месту нахождения — для юридического лица или по месту жительства — для физического лица).
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Регистрация ККТ, установленной в платежном (банковском) терминале, проводится с обязательным выездом представителя налогового органа, платежного агента или его представителя, в том числе специалиста ЦТО, на место установки платежного терминала. При этом Административным регламентом на прием и оформление документов отводится 30 минут на каждого заявителя, а на осуществление всей регистрации установлен срок 5 дней.
Работа терминалов, не соответствующих требованиям Федерального закона, будет запрещена с 1 апреля 2010г. С этой же даты ФНС России планирует проведение проверок соблюдения платежными агентами положений Федерального закона. Ответственность за несоблюдение норм законодательства о применении ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП.