Текущее положение в российской индустрии вендинга не внушает особого оптимизма. Последние несколько лет показали, что в нашей стране относительно нормально развиваются лишь три направления автоматизированной торговли:
- продажа напитков и снеков (до 85%);
- продажа игрушек (10%);
- предоставление услуг печати фотографий (не более 5%).
Очевидным лидером среди них является торговля напитками и продуктами питания: кофе, мороженым, шоколадом, снековыми батончиками, соками и газировкой.
По мнению экспертов основная причина такой ситуации — осторожность и консервативность российских предпринимателей, которые не готовы искать что-то новое и предпочитают работать в хорошо проверенных нишах. Кроме того, существует еще целый ряд факторов, которые сдерживают развитие вендингового бизнеса:
- пробелы в законодательстве: долгое время не было определенности в вопросе использования кассовых аппаратов в вендинге, решение о возможности работы нескольких устройств через единую онлайн-кассу было принято лишь в этом году;
- работа за наличные: сегодня покупателям все сложнее набрать в кошельке точную сумму купюрами или монетами, большинство предпочитает платить смартфоном / картой, поэтому остро стоит вопрос о внедрении автоматов с безналичной оплатой;
- климатические условия: продолжительный холодный сезон не позволяет размещать на улицах российских городов большинство моделей автоматов;
- высокая цена вендингового оборудования: в российской рознице все еще дешевле нанять кассира для отпуска товара;
- узкий рынок: большая часть аппаратов размещается в крупных городах, в регионах этот бизнес не популярен.
Сколько можно заработать на традиционных торговых автоматах (кофе, снеки, напитки)?
Несмотря на узкий ассортимент товаров, предлагаемых в торговых аппаратах, такой бизнес достаточно быстро окупается: при стоимости 1 автомата в 150-200 тысяч и среднем доходе с него от 10 до 30 тысяч рублей в месяц, он окупит себя полностью уже через полтора года.
Простые расчеты показывают, что расширение ассортимента товаров в вендинговых автоматах позволяет повысить прибыль при незначительном росте расходов. Поставив 2 аппарата вместо 1, можно сэкономить на аренде места и зарплате персоналу (фактически количество сотрудников не зависит от числа автоматов).
Очевидно, что развитие вендингового бизнеса напрямую связано с расширением ассортимента предлагаемых товаров и наращиванием сети автоматов. Движение в этом направлении уже идет. Постепенно развивается аптечный вендинг (продажа безрецептурных лекарств и некоторых медицинских товаров в автоматах разрешена). Появляются аппараты, торгующие очками и контактными линзами. Большим спросом пользуются автоматы с зонтами. Предприниматели проявляют интерес и к более сложным устройствам, в частности, много запросов на автоматы по выпечке и продаже хлеба, багетов, пиццы.
Одной из тенденций 2019 года стало активная замена торговых автоматов микромаркетами, которые по многим параметрам выгоднее традиционного вендинга.
Что еще хорошо продается через вендинг-автоматы?
- сувениры: брошюры, монеты, открытки, постеры, репродукции картин, брелоки, магниты, мягкие игрушки;
- книги;
- цветы;
- журналы для взрослых и другая периодика;
- контактные линзы;
- медицинские расходники (баночки для анализов, зубные щетки, шприцы);
- молоко и молочные продукты;
- питьевая вода;
- свежие овощи и фермерская продукция;
- товары в дорогу (майки, куртки, гигиенические принадлежности);
- мелкая электроника: мобильные телефоны, электронные книги, плейеры, наушники.
Зарубежные новинки 2019 года
Автомат по выпечке хлеба был впервые представлен на CES 2019 в январе этого года, уже работает в магазинах Канады и США.
Японская вендинг-машина Acure с гигантским сенсорным экраном и оплатой из мобильного приложения по QR-коду или смарт-картой. Представлена в апреле 2019 года, работает пока только в 20 локациях в Токио.
Вендинговый аппарат — что это такое?
Вендинговые аппараты — это устройства самообслуживания для автоматизированной торговли различными товарами без участия продавца. Как правило, через торговые автоматы продают напитки, снеки, мелкие товары повседневного спроса. Часто вендинговые аппараты рассчитаны не только на продажу, но и на изготовление продаваемого продукта. К таким устройствам относятся, например, пиццематы (автономные аппараты по выпечке и продаже пиццы), кофейные автоматы, аппараты для выпечки и продаже свежего хлеба.