За несколько лет, прошедших с тех пор, как компания PayGo SEA вышла на камбоджийской рынок, сеть платежных терминалов PayGo охватила все районы Пномпеня. Теперь компания открывает точки приема платежей в провинциях.
Платежные терминалы PayGo позволяют клиентам оплачивать товары и услуги свыше десяти тысяч компаний-партнеров, включая Smart, Digi, One Cambodia, Sabay и Electricite du Cambodge. Аналогичный набор услуг предлагается также на сайте компании и через мобильные приложения.
Обычно клиенты пользуются терминалами PayGo для оплаты счетов за электроэнергию, обновления подписки на услуги интернет-провайдеров (ISP), пополнение счетов мобильных телефонов и оплаты покупок в интернет-магазинах. Оплата возможна наличными, с кредитной карты или с внутреннего счета клиента в системе PayGo. Автомат перечисляет платеж от имени клиента провайдеру услуги, а плательщику выдает квитанцию.
Платежный терминал в спортивном клубе в Пномпене
Генеральный директор PayGo SEA Евгений Когай считает, что онлайн-платформа компании и установленные повсюду платежные терминалы освобождают людей от необходимости проводить долгие часы в очередях, чтобы оплатить все счета. «Наша целевая аудитория — конечные пользователи. Это люди со смартфонами или домашними ПК, а также любые граждане, которые регулярно оплачивают множество стандартных услуг,» рассказал Евгений корреспонденту газеты «Кхмерское Время».
Платежные терминалы — самый популярный канал платежей в Камбодже
Хотя компания PayGo предлагает альтернативные возможности для проведения платежей (онлайн, мобильные приложения), самым популярным каналом остаются платежные терминалы.
Еще год назад работало всего несколько аппаратов сотен в престижных районах в Пномпеня. Сегодня в камбоджийской столице их установлено более 10 тысяч, и еще несколько сотен — в провинциальных городах, расположенных вдоль национальных дорог 3, 4, 5 и 6.
За свои услуги компания PayGo SEA взимает с клиентов комиссию, размер которой варьируется от 0% до 5% от суммы платежа. Г-н Когай отказался раскрыть какие-либо цифры, но подчеркнул, что компания проводит стратегию долгосрочного роста. «Этот вид бизнеса не дает сразу большой доход. Но того, что мы зарабатываем на данном этапе, хватает, чтобы покрыть наши расходы,» — пояснил он.
Евгений Когай отметил также, что компания продолжает расширять список провайдеров, добавляя новые услуги и варианты оплаты. Недавно к платежной сети PayGo подключилась микрофинансовая организация YCP Micro Finance, предоставляющая небольшие займы для покупки автомобилей и мотоциклов. Представители компании сообщили, что основной целью партнерства с PayGo SEA была возможность предоставить клиентам удобный способ внесения ежемесячных платежей в счет погашения займов. «Мы всегда рекомендуем нашим клиентам погашать кредиты через платежные терминалы PayGo. Это самый простой и удобный способ внесения платежей», — рассказал заместитель директора YCP Sek Ngy.
Благодаря партнерству с банком ABA Bank компании PayGo SEA удалось добавить в свою платежную систему сервис денежных переводов и расширить список вариантов оплаты. В июле прошлого года обе компании заключили партнерское соглашение с G-Xchange Inc., дочерней компанией филлипинского провайдера беспроводной связи Globe Telecom, и запустили сервис денежных переводов для филиппинцев, проживающих и работающих в Камбодже.
Евгений Когай рассказал, что перед запуском этой услуги был проведен маркетинговый анализ рынка, показавший ее востребованность. Два основных фактора, влияющие на выбор системы денежных переводов — это низкие процентные ставки и 24-часовая доступность. PayGo взимает $6.99 за транзакцию на сумму до $500. Это меньше, чем в других международных системах денежных переводов, таких как Western Union и MoneyGram. «Пока таких транзакций не много, но мы наблюдаем ежемесячный рост, и люди начинают чаще пользоваться услугой, поскольку она доступна 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, что, безусловно, является дополнительным преимуществом», — прокомментировал г-н Когай.
«Любую компанию, собирающую платежи с конечных пользователей, мы рассматриваем как потенциального партнера. Некоторые из них отказываются сотрудничать с нами, объясняя это тем, что они не привыкли вести бизнес так, как это предлагаем мы», — признается г-н Когай.
Одним из первых партнеров PayGo стал интернет-магазин одежды «Little Fashion», первопроходец на зарождающемся рынке электронной коммерции Камбоджи. Координатор магазина Линда считает, что возможность автоматизировать сбор платежей за товары имеет жизненно важное значение для успеха онлайн-ритейлера. Однако, сейчас число покупателей, ранее пользующихся платежными терминалами для оплаты заказанных товаров, резко снизилось из-за того, что «Little Fashion» в начале этого года открыл оффлайновый магазин в Boeung Keng Kang и расширил список возможных способов оплаты, подключившись к платежной системе Wing и нескольким банкам.
Иностранцы, знакомые с принципами работы банкоматов и АТМ, были первыми, кто начал регулярно пользоваться платежными терминалами PayGo, но число камбоджийских клиентов также растет. Хотя местное население в большинстве своем все еще опасается, что деньги, внесенные в платежный терминал, «исчезнут».
«Один постоянный клиент был возмущен тем, что терминал PayGo, в котором он обычно пополняет свой мобильный счет, 50% рабочего времени простаивает выключенным. К сожалению, компания PayGo SEA не может повлиять на общеизвестную ситуацию со сбоями в электросети и интернете в Камбодже. Да и в платежной платформе PayGo иногда случаются незначительные нарушения, но круглосуточная горячая линия всегда доступна для решения проблемы,» — пояснил Евгений Когай.
Текст — Inna Strijova
Фото: Джонатан Паннентьер