На онлайн-бизнес будет возложена обязанность при оплате картой через сайт использовать кассовые аппараты с фискализаторами, направлять пробитые чеки в налоговые органы в электронном виде, а также посылать их покупателям по почте.
По информации «Известий», законопроект о применении контрольно-кассовой техники, принятый Госдумой в первом чтении, вызвал бурное недовольство интернет-предпринимателей и отраслевых организаций. Новые требования фактически запрещают оплату банковскими картами в интернет-магазинах без выдачи кассового (фискального) чека. Под запретом могут оказаться любые виртуальные покупки, вплоть до оплаты парковки через SMS.
«Известия» ознакомились с проектом письма, подготовленного Национальным платежным советом совместно с Институтом развития интернета, которое будет отправлено в Федеральную налоговую службу. В нем отраслевые организации выражают свои опасения, касающиеся применения нового федерального закона, и предлагают создать несколько экспертных групп для подготовки законопроекта ко второму чтению. Отраслевые организации просят исключить из закона обязанность выдавать бумажный кассовый чек при покупках в сети интернет и предлагают разработать механизм, который позволит налоговикам получать все данные об онлайн-расчетах от самих банков. Поскольку законопроект обязывает банки устанавливать на банкоматы вне отделений банка кассовое оборудование, этот пункт также предлагается исключить из текста.
Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы правительством в интересах внедрения новой системы налоговых сборов и вызвал нарекания еще на стадии разработки. По мнению компаний, в случае принятия документа во втором чтении единственный выход для бизнеса — высылать фискальный чек клиентам по почте. «Сейчас все данные об оплате заказов есть и у продавцов, и в кредитных организациях, которые проводят платежи. Объективной необходимости в дополнительном чеке, который продавец должен будет высылать покупателю, нет. Это ляжет лишним бременем на ритейл», — пояснили в прессслужбе компании «Яндекс. Деньги». Аналогичной позиции придерживаются представители нескольких крупных интернет-ритейлеров.
По запросу «Известий» в Федеральную налоговую службу ведомство не смогло предоставить оперативный комментарий. Налоговый орган нацелился на выстраивание единой системы взаимодействия всех экономических субъектов, связанных с продажей товаров, работ, услуг. По мнению одного из участников внутриведомственных совещаний, ФНС ставится задача «принципиальной смены ландшафта контроля», при этом в налоговой службе понимают, что это повлечет необходимость существенных затрат на реализацию новых требований. К тому же нормативно-правовой акт, посвященный применению контрольно-кассовой техники, по сути пытается регулировать области, подконтрольные другим ведомствам — ЦБ и Минкомсвязи. Следующее письмо профучастники платежного рынка намерены направить в Банк России.
По словам исполнительного директора ассоциации «Национальный платежный совет» Марии Михайловой, под понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа» (ЭСП) попадают многие привычные современному человеку операции. В их числе оплата парковки с мобильного телефона, покупка билетов через мобильное приложение, проведение платежа через личный кабинет, расчеты банковскими картами (как при совершении покупки в обычном магазине, так и через сайты), оплата услуг и штрафов через «привязанные карты», через платежные шлюзы порталов госуслуг. «Теперь при всех таких расчетах необходимо формировать чек аппаратным способом, с применением фискального накопителя. Как именно это делать технически, неясно. Если в обычном крупном магазине покупатель контактирует с кассовым аппаратом (посредством кассира или с автоматическим устройством) и затем данные со всех кассовых аппаратов собираются, условно говоря, на сервер, интегрированный с учетной системой, то в случае применения ЭСП ситуация обратная. Упрощенно говоря, покупатель изначально контактирует с сервером. Насколько я понимаю, серверных решений для аппаратного присвоения фискального признака сейчас нет», — комментирует Мария Михайлова.
По словам руководителя Ассоциации компаний интернет-торговли Алексея Федорова, правила работы для ритейла, возможно, очень усложнятся. На онлайн-бизнес будет возложена обязанность при оплате картой через сайт использовать кассовые аппараты с фискализаторами, направлять пробитые чеки в налоговые органы в электронном виде, а также посылать их покупателям по почте. Большие компании будут вынуждены этим правилам соответствовать, но малый и средний бизнес, вполне вероятно, начнет уходить в тень, обходить новые правила.
«Как мы понимаем из текста документа, в момент, когда клиент нажмет кнопку «оплатить по карте», магазин должен пробить кассовый чек. При этом в действительности деньги с карты не списаны. В момент, который потребитель считает «моментом оплаты», деньги только резервируются банком, а магазин их получает через 3–5 дней, когда ритейлер подтверждает факт покупки. Все это время клиент может разблокировать сумму, обратившись в банк, а ритейлер узнает об этом постфактум, тогда как чек уже пробит», — делится своими опасениями Алексей Федоров.
По словам эксперта, малому бизнесу не по силам покупать фискализаторы, писать сложные программы интеграции кассовых аппаратов с сайтом, держать обслуживающий персонал. «Всем известные зарубежные интернет-гиганты оказываются в более выгодном положении, ведь им не нужно соблюдать законодательство при продаже товаров в России. Мы снова видим, как хорошая идея оборачивается дискриминацией российского интернет-ритейла», — подытожил Федоров.
Минфин, Минсвязи и ФАС поддержали законопроект, регулирующий рынок терминальных платежей
Минфин, ФАС и Минсвязи поддержали законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», а также поправки в ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ряд сопутствующих законодательных актов на заседании комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Законопроект направлен на дальнейшее развитие рынка приема платежей и создание дополнительных механизмов его регулирования.
В частности, на уровне Федерального закона закреплено право платежных агентов заключать договоры приема платежей непосредственно с поставщиком услуг, предусмотренное Гражданским Кодексом и рядом Постановлений Правительства. Законопроект позволяет агентам принимать платежи не только за связь и ЖКУ, но и за другие востребованные услуги: обучение, медицинские услуги, охранную сигнализацию и т.д. В качестве платежных агентов могут выступать и индивидуальные предприниматели, которые в настоящее время владеют 70% пунктов приема платежей.
В целях создания дополнительных механизмов регулирования рынка предусмотрено требование об оснащении платежных терминалов контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью и контрольной лентой, что позволит вести учет в налоговых органах. В соответствии с законопроектом платежные агенты также обязуются предоставлять в Центробанк информацию о платежных операциях.
Законопроект обеспечивает и защиту прав потребителей. Ответственность за деятельность агентов напрямую возложена на поставщиков услуг, в пользу которых принимаются платежи.
«Принятие законопроекта позволит дальше совершенствовать инфраструктуру приема платежей, развивать малое предпринимательство и повышать доступность финансовых услуг для населения», — отметил председатель Комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким.
Мифы и слухи о Федеральном законе №103-ФЗ
В последнее время возникло недопонимание со стороны многих владельцев платежных терминалов в отношении событий, касающихся вступления в силу федерального закона №103 и внесения поправок к нему. В этой статье специалисты развеяли существующие мифы и слухи о законе.
Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» принят.
- Государственной Думой-22 мая 2009 г
- Советом Федерации 27 мая 2009
- 3 июня 2009 года подписан президентом РФ
- Вступает в силу с 01.01.2010 г.
28 сентября 2009 г. года депутатом Кармазиной внесена на рассмотрение поправка (касательно переноса сроков вступления закона в силу). Согласно законодательству данная поправка должна пройти следующие стадии:
- Рассмотрение советом ГД
- Первое чтение (Государственная Дума)
- Второе чтение(при надобности) ГД
- Совет федерации
- Президент РФ
8 октября 2009 г. был опубликован протокол, согласно которому:
П Р О Т О К О Л № 142
ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
г. Москва 8 октября 2009 г., 10 часов
Цитата:
16. О проекте федерального закона № 257528-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (касательно переноса сроков вступления законов в силу) — вносит депутат Государственной Думы Р. В. Кармазина
Выступил Б. В. Грызлов
Принято решение:
1. Направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
Назначить ответственным в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, в который направить до 24 октября 2009 года отзывы, предложения и замечания.
2. Комитету Государственной Думы по финансовому рынку с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект федерального закона к рассмотрению Государственной Думой.
3. Включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2009 года (ноябрь).
Информация с сайта asozd.duma.gov.ru/main.nsf (Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности).
Исходя из всего вышеперечисленного следует, что:
1. Cам закон принят (об отмене закона речи не идет).
2. Поправка на данный момент не принята.
3. Проект (в части перенесения сроков) рекомендовано включить в примерную программу ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ на ноябрь 2009 года (это может быть в период с 2 по 21 ноября, также может быть и 30 ноября), точной даты нет.