С распространением цифровых форматов и носимых устройств спрос на бумажную периодическую прессу неуклонно снижается. Крупные газеты и журналы выживают за счет рекламы, а небольшие издания либо исчезают совсем, либо полностью переходят на электронную версию. Но и у тех, кто остается на плаву проблем хватает – 30% – 40% тиражей существующих журналов не продаётся, что, разумеется, не выгодно как с точки зрения финансов, так и с позиции загрязнения окружающей среды и расхода ресурсов.
Чтобы решить эту проблему, шведский журналист и телеведущий Ларс Адактуссон и его брат, финансист, придумали автомат Meganews, который печатает журналы прямо на месте по запросу покупателей. Подобная система существует у Amazon (он может напечатать книгу по запросу). Однако для печати периодики, тем более в формате уличного киоска, эта технология применяется впервые.
Печатный автомат Meganews оснащен сенсорным экраном и электронным меню, в разделах которого любой пользователь самостоятельно выбирает издание и номер, который желает приобрести. После получения оплаты киоск связывается с сервером, на котором хранится PDF-версия журнала, и в течение двух минут печатает нужный экземпляр. При этом качество печати очень близко к типографскому.
Как работает автоматический газетный киоск
Автоматы позволяют издательствам экономить на дорогостоящих типографских услугах (зачастую розничная цена журнала едва покрывает расходы на его выпуск). Кроме того, такой способ распространения имеет еще ряд преимуществ:
- автоматический киоск занимает гораздо меньше места, чем обычные ларьки (всего 4 квадратных метра),
- может продавать неограниченное количество журналов и при этом избавит от нераспроданных остатков,
- не требует присутствия продавца,
- помогает нишевым изданиям с маленьким бюджетом на тиражи и их распространение.
«Устройство, которое позволит уравнять предложение и спрос на периодическую прессу, не только сэкономит деньги издательствам, но и положительно скажется на экологии», — полагает управляющий директор шведской Ассоциации рекламных агентств Стефан Мелеско.
Братья Адактуссон уже заключили соглашения с ведущими шведскими издательствами. Первые пилотные киоски установлены в отелях, студенческих кампусах и аэропортах.