В январе 2017 года несколько сотрудников Google, Facebook и Uber объединились и разработали медицинский кабинет, почти полностью автоматизирующий работу врача. Стартап «Форвард», впервые применивший футуристический подход к популярной модели врачебной практики, собрал 100 миллионов долларов. Первый «умный» кабинет врача открылся в августе в Сан-Франциско. Его оснастили современными диагностическими инструментами с системой искусственного интеллекта, которая анализирует данные пациента и помогает назначить лечение. В сентябре проект вышел за пределы домашнего региона. Сейчас в нем работают 80 человек, включая шесть врачей.
Как работает «умная» клиника
Визит к специалисту «умной» клиники начинается с регистрации на автоматическом ресепшене.
Затем пациент проходит обследование в специальном сканере, который выводит на экран его биометрические данные (рост, вес, температуру тела, давление и прочее). Датчики проецируют на пациента невидимую тепловую карту, измеряя частоту сердечных сокращений и количество кислорода в крови. Весь процесс занимает всего 45 секунд, после чего собранная информация сохраняется в бэкэнд-системе.
Анализ крови «умная» клиника выполняет в режиме реального времени. Результаты готовы уже через 12 минут. Сейчас оборудование «Форвард» позволяет автоматически проводить анализы крови на диабет, липиды, электролиты, малокровие, ВИЧ, нарушения функций почек и печени, сердца. Выполняется также генетический скрининг 30 генов, связанных с наследственными синдромами рака.
Пациент может получить результаты с помощью мобильного приложения, а врач видит их на большом интерактивном экране в смотровой комнате. На основании полученных данных он делает заключение и рекомендует лечение или профилактические меры.
Во время беседы пациента с врачом специальное алгоритмы «следят» за разговором, выбирают полезную информацию, на основе которой делают заметки для доктора и сразу транслируют их на экран. «Мы автоматизировали все административные задачи, большинство тестов и процедур, чтобы врач мог уделять больше времени пациенту. Мы используем искусственный интеллект, помогающий врачу анализировать данные пациента и ставить диагноз. Нам удалось построить систему, наделяющую врача почти сверхспособностями. Наша система умна, но пока не дешева. Предстоит много работы прежде, чем она станет доступной для всех», — поясняет один из соучредителей проекта Адриан Аун.
Стоит отметить, что обслуживание в «умной» клинике обходится 149 долларов в месяц. За эти деньги пациент получает персонального доктора, носимое устройство для постоянного мониторинга состояния, базовую медицинскую помощь, необходимые лекарства, вакцинацию, консультации профильных специалистов, медпомощь в поездках, связь с медперсоналом в режиме 24 х 7.
В «Форварде» считают традиционную систему здравоохранения не достаточно эффективной, поскольку пациент обращается к доктору, только когда что-то уже случилось. В «умной» клинике акцент сделан на превентивной медицине, пациента наблюдают круглосуточно, собранные данные хранят, анализируют, чтобы вовремя скорректировать образ жизни и предотвратить возможные нарушения.
Автоматическая диагностика и телемедицина в России
Инструменты автоматического диагностирования есть и в России. Холдинг «Швабе» представил недавно комплекс «электронный доктор» для определения сердечно-сосудистых заболеваний. Аппарат ставит диагноз на основании кардиограммы и дает рекомендации по лечению. Комплекс имеет систему телеметрии и обеспечивает постоянное сообщение данных по всем пациентам в единый центр, где данные обрабатываются, и отображается мгновенная статистика по состоянию пациентов. Устройство полностью отвечает задачам создания телемедицинской системы.
На развитие телемедицины рассчитан и инновационный проект компании «Эркафарм». Совместно с медсервисом DOC+ компания устанавливает в своей аптечной сети киоски для дистанционных консультаций с врачами. Пока не известно, будут ли медицинские киоски оснащены какими-либо диагностическим устройствами, или они будут служить только для онлайн-связи с врачами.