По прогнозам Global Market Insights объем рынка интеллектуальных торговых автоматов (микромаркетов) достигнет $30 млрд к 2024 году.
Интеллектуальный вендинг переживает подъём, связанный с ростом числа разработок энергоэффективных и экологичных решений в этой сфере. Новые вендинговые автоматы используют перерабатывающие технологии для снижения воздействия на окружающую среду. Некоторые крупные игроки, в частности Coca-Cola, уже начали внедрять такое оборудование. Модернизация парка автоматов стимулируется также инициативой некоторых стран по сокращению использования пластика. Такое решение приняли недавно Америка, Индия, Британия и Китай.
Традиционно высоким спросом пользуются автоматы для розлива напитков. В этом сегменте ожидаются среднегодовые темпы роста около 16%, в основном из-за увеличения потребления холодных и энергетических напитков, а также соков и алкоголя. Ожидается также, что стимулировать рост вендингового рынка в этом сегменте будет массовое внедрение автоматических / роботизированных решений для розлива напитков в розничных торговых точках (барах, пабах, кафе).
Структура рынка интеллектуальных вендинговых автоматов
В ритейле доля автоматов в 2017 году составляла около 15%. Сейчас эта тенденция усиливается в связи с постепенной трансформацией торговых точек в автоматизированные магазины (автоматические микромаркеты). Владельцы магазинов внедряют комплексные решения, экономящие время покупателей. Интеллектуальные вендинг-аппараты в торговой рознице позволяют клиенту перед покупкой получить всю информацию об особенностях и альтернативах товара, цене, скидках, сопутствующих предложениях. Такой подход ускоряет процесс покупки и позволяет выбрать любой способ оплаты. Внедрение интеллектуальных решений стимулирует продажи и прибыльность магазина, в связи с чем растет спрос и на сами решения.
Прогнозируется более широкое применение интеллектуальных торговых автоматов в крупных транспортных узлах (аэропорты, вокзалы, автобусные станции). В таких местах люди доверяют и охотно пользуются автоматическими устройствами для покупки еды и напитков. Поэтому такие точки активно избавляются от ручного труда и инвестируют в автоматизацию. В частности, Индийские железные дороги вложили значительные средства в оснащение торговыми аппаратами экспрессов, курсирующих между Коимбатур и Бенгалуру. В дальнейшем планируется установить их и в других поездах.
В Тайбэе (Тайвань) продолжается установка умных автоматов iDrink IoT. К 2020 году их число достигнет 300 единиц. В iDrink используется собственная криптографическая система Drink Coin и система управления облачными вычислениями iCloud. Эти технологии повышают безопасность автоматов, тем самым стимулируя продажи. Сейчас развитие сети идет за счет установок в общественных местах, развлекательных зонах, театрах, ресторанах, торговых центрах, отелях, супермаркетах, офисах, больницах, аэропортах, кафе.
Постепенный переход на безналичные способы оплаты и расчеты в цифровой валюте также способствует росту вендингового рынка. Это побуждает участников рынка разрабатывать и внедрять инновационные решения, поддерживающие безналичные расчеты.