С 2018 года ЦБ России ввел механизм удаленной идентификации, позволяющий гражданам пользоваться финансовыми услугами разных банков дистанционно после подтверждения личности с помощью биометрических персональных данных (изображение лица и образца голоса). Некоторые российские банки уже начали использовать этот способ идентификации, собирать и хранить биометрические данные клиентов в ЕБС (Единая биометрическая система). В планах властей — организация дистанционного доступа по биометрии и к государственным услугам.
Одновременно с этим идет активное внедрение технологий оплаты по лицу в торговых сетях. В марте 2021 года ведущий российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group начал внедрять технологию оплаты взглядом в «Перекрёстках» и «Пятёрочках».
Технологии распознавания лиц довольно быстро приживаются в Москве: от камер видеонаблюдения по всему городу, до системы оплаты лицом в супермаркетах и метро. До конца 2021 года бесконтактную оплату проезда с помощью технологии распознавания лиц планируют запустить на всех станциях Московского метрополитена.
Мощный импульс технологии распознавания лиц придала пандемия. Именно с ее началом россияне стали чаще прибегать к бесконтактным способам оплаты и биометрической верификации личности. Получат ли технологии распознавания лиц широкое распространение в России? На этот вопрос пока нет определенного ответа. Любые нововведения всегда сопровождается противоречивыми мнениями. Но многие компании уже сейчас прилагают усилия для продвижения технологий будущего. Китайский производитель систем распознавания лиц Telpo разработал серию устройств для оплаты взглядом, которые соответствуют требованиям GDPR и надежно защищают биометрические данные клиентов.
Супермаркетам, ресторанам и торговым центрам, где покупатели предпочитают бесконтактную оплату, чтобы сократить время ожидания в очереди и время оплаты покупки, компания Telpo готова предложить киоски самообслуживания K5. На большом 21,5-дюймовом сенсорном экране покупатель получает информацию о товаре или меню, без участия персонала выбирает нужные товары. Встроенная 3D-камера и система распознавания лиц позволяют оплатить покупку или заказ лицом всего за пару секунд.
Для мест, где требуется идентификация личности или бесконтактная оплата (метро, вокзалы, аэропорты, банки), Telpo разработала бесконтактный терминал F10 с системой распознавания лиц.
Например, чтобы войти в метро пассажиру не нужны ни транспортная карта, ни бумажный билет. Встроенная в терминал камера распознает его по лицу, даже если он в маске. Чтобы идентифицировать человека, терминал связывается с сервером, где хранятся биометрические данные. Как только совпадения будут найдены, система спишет стоимость проезда с привязанной к этим данным карты.
Усилия властей, пандемия и изменение отношения граждан будут способствовать дальнейшему развитию технологий распознавания лиц и созданию все более совершенных инструментов для этого.