Воровство в микромаркетах — это большая проблема для ритейлеров. Автономная точка продаж выглядит незащищенной. Кажется, что украсть что-то в микромаркете еще проще, чем в обычном магазине. Компания Briskly, которая занимает 80% российского рынка white-label решений для микромаркетов, расскажет о том, за счет каких механизмов воровство можно свести к минимуму.
Микромаркет — ваш магазин в офисе или подъезде клиента
Микромаркет, он же — умный холодильник, — новый формат вендинга, в котором продаются свежие блюда и продукты в открытом доступе. Клиентский опыт похож на покупки в самом обычном магазине, за исключением того, что касса переносится в смартфон покупателя или в специальный терминал. Покупатель может потрогать товар, рассмотреть его вблизи и прочитать состав.
До пандемии микромаркеты устанавливали в офисах, бизнес-центрах и учебных заведениях. Популярный тренд сегодня — это микромаркеты в подъездах. Их стали устанавливать многие российские ритейлеры, в том числе ВкусВилл и «Азбука Вкуса». Цель ритейлеров — получить дополнительный канал продаж и обезопасить сотрудников и клиентов за счет бесконтактности микромаркета.
Умный холодильник — это полностью автономная точка продаж. Клиенту не нужно контактировать с кассиром или курьером, а также покупки в микромаркете можно сделать быстрее, чем в обычном магазине или сервисе доставки — всего за 90 секунд.
Но автономность является и слабым местом микромаркета. За ним не следит охранник, он не находится на территории магазина. Однако, у технологии Briskly есть собственная система безопасности, которая защищает умный холодильник от воровства. До сих пор случаи мошенничества держатся на уровне 2 на 5000 покупок.
Варианты защиты микромаркета
Начнём с простого. На умном холодильнике с системой Briskly установлена камера, которая записывает все действия клиентов. Логичный вопрос: запись с камеры — это хорошо, но как понять, кто именно делает покупки? Чтобы открыть дверь микромаркета, каждый пользователь должен привязать банковскую карту и указать номер мобильного телефона в приложении. Таким образом, покупатель проходит идентификацию, каждая его сессия — записывается и доступна для владельца торговой точки.
Система собирает информацию о тайминге сканирования товаров, нестандартных случаях с покупателем в прошлом, локации и об оплаченных товарах. А еще она определяет подозрительные операции. Например, если клиент открыл дверь микромаркета, но ничего не купил, то система отправит запрос в личный кабинет компании. Система тщательнее следит за теми, кто уже был пойман на воровстве или часто совершает сомнительные операции. С помощью запросов от системы и записей с камеры на микромаркете сотрудники компании всегда смогут найти факт воровства.
Если факт воровства подтверждается, то служба поддержки приложения или компания-владелец микромаркета связываются с клиентом и просят оплатить товар. Если вопрос не удаётся уладить в диалоге, то деньги можно списать с карты клиента автоматически, по решению ритейлера. Владелец умного холодильника в любом случае получит деньги за товар.
Привязка документов — это ещё один вариант защиты. Обычно привязка паспорта обязательна только для покупки товаров категории 18+, но по желанию владельца микромаркета это может стать обязательным условием для всех клиентов. В этом случае открыть дверь микромаркета смогут только те пользователи, которые загрузили фотографию паспорта в приложение. Сам факт воровства можно найти на видео, а наличие фотографии паспорта помогает быстрее идентифицировать вора.
Если списать деньги за ворованный товар на большую сумму не удалось, а также если клиент самостоятельно не пополняет счет в течение 14 дней, то компания формирует дело и отправляет его в правоохранительные органы. В этом случае номер телефона, наличие видеозаписи и найденные свидетели в локации микромаркета помогают быстрее поймать вора.
Да, правильное расположение микромаркета также снижает риски воровства. Умные холодильники устанавливают в зданиях с ограниченным доступом: офисах, подъездах и учебных заведениях. Совершенно посторонний человек не получит доступ к микромаркету. А сотрудник офиса или житель подъезда по опыту не будет воровать, потому что иначе он рискует потерей репутации в коллективе.
Нейросети на страже еды — так ли это эффективно?
Российские решения в сфере безопасности для бесконтактной торговли часто сравнивают с Amazon Go. Американский магазин без персонала защищает нейросеть. Она распознаёт каждого посетителя и автоматически находит пользователя, который взял товар с полки и не оплатил его. Есть вероятность, что система смогла вычислить даже грабителей, которые ворвались в магазин в Сиэтле во время протестов в начале июня.
У нейросетей есть одна проблема — высокая стоимость, из-за которой технологию сложно масштабировать. Для работы одного магазина площадью до 50 м2, нужно установить больше 40 камер, а также платить за сервера, потоковую обработку видео в моменте и постоянный труд разработчиков. Поэтому подобная система подойдет только таким гигантам ритейла как Amazon.
Практика показала, что российские ритейлеры выбирают высокую рентабельность микромаркета с камерами и идентификацией в смартфоне, а не полную безопасность за счёт нейросетей. Но даже существующая система безопасности работает эффективно: количество украденных товаров в умных холодильниках в три раза меньше, чем количество продуктов, которые списывают из-за истекшего срока годности (до 3%).
Как часто воруют в микромаркетах
Все перечисленные уровни защиты микромаркета помогают практически полностью избавить его от воровства. По данным Briskly, в среднем случается 2 случая воровства на 5 000 транзакций.
Чаще всего такие случаи воровства оказываются случайностью. Клиент берет несколько товаров, но в спешке забывает отсканировать один из них. Обычно пользователи сами пишут в службу поддержки и просят списать деньги за продукты.