Без кошелька и карты тройка будут пускать в метро. С сентября 2020 года в московском метрополитене проходит тестирование уникальная система оплаты лицом. В ее основе — принцип FacePay (FaceID). Внедрение этой системы стало возможным благодаря терминалам распознавания лиц, которые работают на всех станциях подземки уже несколько месяцев и доказали свою эффективность.
Современные камеры узнают пассажира из тысячи, даже если он в маске, кепке или очках. Очередной этап испытания закончится через неделю, а к весне 2021 на станциях появятся турникеты с оплатой лицом. Об этом рассказал корреспондентам радиостанции «Эхо Москвы» заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов. Система оплаты лицом прошла тестирование на сотрудниках метрополитена, которые являются клиентами двух российских банков. Чиновник пояснил, что Московский метрополитен будет предоставлять только инфраструктуру для платежей Face ID, а биометрические данные пассажиров будут по-прежнему храниться в банках.
«Система позволит распознавать лица, и если пассажир подключил биометрические данные к банковской карте, то он сможет пройти в метро через открытый турникет», — пояснил Максим Ликсутов. Чиновник добавил, что терминалами распознавания лиц оборудованы все турникеты метро и МЦК. Камеры высокой четкости распознают даже лица в масках.
Насколько востребована оплата лицом в метро
В интервью каналу Москва 24 специалист по IT-технологиям Герман Клименко прокомментировал автоматизацию оплаты проезда с помощью биометрии.
Нужен ли москвичам такой способ оплаты, будут ли им пользоваться, не остановит ли людей возможность слежки за ними и утечки персональных данных из системы видеонаблюдения? Что вообще эта система дает, учитывая, что сейчас особых пробок в метро нет?
Есть много способов платежей и технологически именно оплата лицом нужна не везде. Потому что есть прекрасный способ платежа карточкой, приложил и быстро прошел. Время срабатывания NFC, когда люди платят смартфонами, например, составляет буквально 0,1 секунды. Распознавание лица сейчас требует примерно 2 секунд. То есть, формально этот способ оплаты может оказаться даже медленнее.
Для того, чтобы понять, удобнее ли он всех прочих, нужно проводить тестирование, пилоты. Пока не попробуем, не узнаем. Например, многие пытались внедрить распознавание отпечатков пальцев, и ни у кого это не шло, пока Apple не установил эту функцию прямо в кнопочку включения питания. Поэтому пока сложно прогнозировать, будет ли востребована оплата лицом. Пока можно сказать лишь, что это модно, интересно, современно. Вероятно, пока не все готовы платить по биометрии. Но если сделать отдельные турникеты для тех, кто готов авторизоваться по лицам, возможно, число таких людей будет постепенно расти.
Что касается слежения за людьми и сбора персональных данных, то нужно признать, что да, действительно, камеры могут использовать для отслеживания передвижений человека в метро. Но общество формально к этому уже готово, поскольку это обеспечивает безопасность для тех, кто не нарушает закон.
Другие функции системы распознавания лиц в метро
У системы распознавания лиц в метро есть и другие функции. В октябре 2020 года ее начали использовать для дистанционного измерения температуры. Встроенные в турникеты терминалы удаленно проводят термометрию, одновременно распознавая лица, и пропускают в метро только пассажиров с нормальной температурой. Итоги измерений выводятся на экран терминала и озвучиваются голосом. Система проходит тестирование на станции «Спартак».