Отзыв купюр номиналом 500 и 1000 рупий, объявленный в Индии в конце прошлого года, повлиял на бизнес производителя банкоматов NCR Corp. Рост выручки NCR, на долю которой приходится 50% банкоматов, работающих в стране, замедлился с 15-18% до 8-9% в 2016-2017 годах.
Поясним, что демонетизация была предпринята индийскими властями с целью вынудить людей перейти на безналичные расчеты. Это по планам должно было сократить размер теневой экономики и повысить объем поступлений в бюджет. Однако, отсутствие инфраструктуры для безналичных расчетов и ряд технических ошибок, вроде выпуска купюр номиналом в 2 000 рупий, оказавшихся слишком большими для большинства банкоматов, привели к денежному коллапсу в стране. Изымаемые купюры в 500 и 1000 рупий сразу перестали принимать к оплате частные предприниматели, сектор услуг, торговая розница, такси. На руках у людей оказались фактически бесполезные деньги, которыми ничего нельзя оплатить. Люди были вынуждены массово открывать счета в банках, получать карты и снимать деньги мелкими купюрами. Но они быстро закончились. К банкоматам выстраиваются огромные очереди, но стоять почти бесполезно. Большинство банкоматов — пустые, так как у банков просто нет нужного объема денег. Из-за кризиса, вызванного демонетизацией, люди теряют доверие к банкам.
«Замедление роста выручки во многом объясняется демонетизацией», — рассказал прессе управляющий директор NCR в Индии Навроз Дастур. Становится все более заметно снижение спроса на устройства самообслуживания со стороны банков частного сектора. Компания поставляла в страну ежегодно более 25 000 машин. В 2016 году их количество упало до 16 000. Из 220 тысяч ATM, работающих сейчас в стране, 106 тысяч поставлены NCR. Более 200 банков используют продукты и услуги компании.
Несмотря на снижение спроса на устройства в NCR прогнозируют в дальнейшем изменение ситуации. К 2021 году количество ATM в Индии достигнет 407 тысяч, а среднегодовой темп роста рынка составит 11%.
Вынужденная трансформация банкоматов в автоматические банковские отделения
Для решения проблем, связанных с массовым открытием счетов в банках и огромными очередями на совершение любой операции, NCR предложила кредитным организациям возможность конвертировать свои старые ATM в автоматические банковские филиалы, выполняющие большинство стандартных операций, таких как открытие счета, идентификация клиента, мгновенная выдача персонализированных карт. В понедельник компания представила продукт CxBanking и специальную линейку устройств самообслуживания, уже выполняющих все эти функции.
«Они будут обслуживать 90% транзакций, совершаемых в отделении банка. Площадь филиала при этом можно будет сократить с 600 квадратных метров до 60. Стоимость нового устройства составит 3-5 млн. рупий», — пояснил г-н Дастур.
Для NCR Индия была одним из крупнейших рынков сбыта. По данным Retail Banking Research за октябрь 2016 года доля компании составляла на региональном рынке банковских устройств самообслуживания составляла 44%.
Источник: Kiosks.ru