Власти Москвы начали новый этап в развитии информационных технологий и их внедрении в образовательные центры. Амбициозный проект получил название «Московская электронная школа». О его развитии участникам круглого стола поведал мэр города Сергей Собянин. По заявлению мэра, на сегодняшний день школы нуждаются в обеспечении усовершенствованными интерактивными досками, ноутбуками и компьютерами. Поставлена цель решить эту задачу не дольше чем за два ближайших года. К тому же руководство столицы контролирует процесс создания новых серверов, что обеспечит школы Москвы Wi-Fi и высокоскоростным интернетом.
Основным направлением развития является проект «электронная школа», который позволяет преподавателям разрабатывать сценарии обучения и загружать их на платформу. Благодаря этому было проверено и допущено в открытый доступ 8000 сценариев из разработанных 48 тысяч. Проверка была выполнена в минимальные сроки. Сергей Собянин уверен, что новая платформа является гарантией повышения качества образования в школах столицы.
Данная разработка не станет заменой учителя – это его первый помощник, который позволит сделать уроки более насыщенными и интересными. Как заявил один из директоров московских школ Илья Новокрещенов, «Московская электронная школа» значительно сэкономит время учителей на проверку работ и подготовку к уроку.
Как будет внедряться «Московская электронная школа»
На данный момент десяткам учителей уже были выданы гранты за принятие участия в создание платформы. По словам Сергея Собянина основными оценщиками контента должны выступать его потребители, а именно московские учителя. Чем больше учителей воспользуются разработанными сценариями, тем выше будет их рейтинг и, соответственно, создавший его разработчик, получит грант от руководства Москвы.
Стоит отметить, что в скором времени разработкой сценариев смогут заниматься не только учителя, но и все желающие.
Благодаря этому платформа станет более открытой, и в ее усовершенствовании сможет поучаствовать любой ИТ-специалист. Также Сергей Семенович Собянин надеется на участие в проекте учеников и студентов образовательных учреждений Москвы. На проходившем круглом столе было сказано, что в течение месяца будет разработан механизм, который позволит оставлять заявки на добавление сценария. После чего они будут подвергнуты модерации и загрузке в систему.
Применение умных технологий до разработки платформы «Московская электронная школа»
Оснащение школ города сенсорными киосками и новейшими электронными устройствами ведется на протяжении 5 лет, а информационные технологии в образовательных учреждениях начали внедряться еще с 2011 года. Первым проектом было создание записи в детские сады в электронной форме, что позволило прекратить махинации и искусственное образование дефицита мест в детсадах.
После этого ввели электронные журналы и дневники, которыми на сегодняшний день пользуются около 400 000 человек. Благодаря им родители знают весь перечень уроков и домашних заданий, которые должен выполнить ученик, а также могут следить за его успеваемостью.
Также важным нововведением, по словам Сергея Собянина, стала облачная бухгалтерия, показывающая размер заработной платы конкретного учителя и упорядочившая хозяйственную деятельность школ. Помимо вышеназванных умных технологий была разработана и внедрена программа «Проход и питание», которая позволяет родителям узнать, во сколько их ребёнок пришел в школу и что приобретал в буфете.
Полное внедрение платформы «Московская электронная школа» планируется осуществить к 1 сентября 2018 года. Предполагается сделать ее открытой для всего города, чтобы в создании и публикации сценариев могли участвовать все москвичи.
Московские школы переживают вторую волну информационной революции

Электронный дневник на сенсорном терминале
Московские школы переживают вторую волну информационной революции (первой было их тотальное подключение к интернету). На этот раз в бой идут карточные технологии. С 1 сентября количество школ, использующих для организации своего быта так называемую карту школьника, по сравнению с сентябрем прошлого года увеличится в три с лишним раза. Дети с удовольствием предвкушают получение первого взрослого атрибута, даже не подозревая, как сильно безобидные куски пластика изменят их жизнь. Типичные школьные шалости — украсть журнал, «забыть» рассказать о вызове родителей в школу или коллективно заморочить учителю голову заклинанием «А вы нам этого не задавали!» — больше не пройдут: у электронного «большого брата» все ходы записаны.
Обед по карточке
Для информационного прогресса нет ничего «святого» — например, он покушается на карманные деньги, выдаваемые детям на завтраки и обеды. Теперь со смаком потратить их на вредные чипсы или «Макдоналдс» (а то и сигареты или пиво) не удастся: деньги на еду родители будут класть на карточку, а проесть их можно будет только в школьной столовой. Процесс проедания выглядит гораздо затейливее обычного: карточку нужно приложить к одному из информационных киосков (компьютеры с сенсорными экранами стоят у входа в столовую и похожи на платежные терминалы), выбрать съестное из высветившегося меню, потом снова приложить пластик к считывающему устройству (ридеру), расположенному на раздаче. В общем, никакой свободы питания: мало того что выбирать придется только из скучного правильного меню, так еще и съесть чужой обед нельзя (на мониторе у буфетчицы кроме списка выбранной еды высвечивается фотография едока) или накормить по своей карточке полкласса (родители могут установить лимит потраченного — например, не более 100 рублей в день). Правда, есть и приятная опция — кроме сегодняшнего меню на экране высвечивается завтрашнее. Можно заказать еду на завтра — чтобы привезли не котлету с картошкой, как всем, а рыбу с гречкой — специально для тебя.
Электронный дневник
Этим вмешательство электроники в личную жизнь школьника не ограничивается. Информационно-аналитический центр департамента образования (ИАЦ) предлагает систему электронных сервисов. Школа может открыть на его сервере собственную страничку — что-то вроде сайта школы, только гораздо подробнее и для внутреннего пользования. Педагоги и родители получают логины и пароли и могут заходить на нее через интернет. И вот тут-то даже привычное родительское «покажи дневник» становится неактуальным — родители сами зайдут и посмотрят отметки в электронном дневнике. Причем с комментариями учителя («Маша съехала по алгебре — получила пять с минусом» или «Коля хорошо потрудился — у него уже три с плюсом по физике»). Про родительское собрание или про грозное приглашение «Отца — к директору!» «забыть сказать» уже не получится — сами узнают, получив sms или е-mail.
Прогулять не получится
Если школа вступила в карточную эру по полной программе, то без карточки ученику — никуда. Пришел в школу — отметься на входе, приложив ее к карточному устройству или пройдя через специальную рамку, способную считывать до 6 карточек одновременно (такая рамка решает проблему турникетов, порой создающих очереди на вход в школу). Родители тут же получат sms: «Ваш ребенок пришел в школу» (ужас — даже урока как следует не прогуляешь). Не отметился — в школе тебя вроде бы и нет. Поесть нельзя, оценку в электронный журнал не получить (а вдруг хорошая — обидно), книгу в библиотеке не взять. Так что «терять» пластик, который держит тебя на крючке, как опасались оппоненты нововведения, просто невыгодно. Если все-таки карточку потерял, ребенку выдадут временный код, пока изготавливается новая. Кстати, скачок в информационную эру для родителей бесплатен — все оборудование ставится за счет городского бюджета.
Впрочем, говорить о тотальном контроле и засилье «большого брата» в московских школах пока рано — информационно продвинутых школ в столице пока всего 191 (примерно каждая седьмая). В департаменте надеются, что до конца года прибавится еще около сотни. Но в ИАЦ считают, что лучше не форсировать события: директор и педагоги должны дозреть до понимания необходимости электронных технологий — как минимум, перестать относиться к ним как к «баловству». Ведь именно педагоги — предметники должны будут привыкнуть дублировать классный журнал в интернете или вывешивать домашние задания (в электронных сервисах есть и такая опция). Иначе ничего, кроме недоразумения, не получится. Кстати, дети в отличие от взрослых обычно с восторгом принимают всяческие гаджеты, мгновенно их осваивают, а если надо, всегда найдут способы обеспечить себе в отношениях с ними «дружественный интерфейс».