«Кассы самообслуживания (КСО) пользуются невероятным успехом для коротких покупок в магазинах с высоким трафиком», — рассказала генеральный директор торговых сетей «Красный Яр» и «Батон» Анжела Рябова в интервью каналу «Практика Days».
По итогам пилота, начатого в 2020 году, ритейлер решил оснастить электронными кассирами все свои магазины с большим потоком клиентов. В ноябре 2021 года компания Тачплат поставила в «Красный Яр» . Они будут установлены в первую очередь в магазинах, которые генерируют 6 тысяч чеков в день. А в 2022 году торговая сеть планирует увеличить число магазинов с КСО вдвое.
По наблюдениям ритейлера кассы без кассира особенно востребованы в трафиковых точках для совершения быстрых покупок (3 — 4 товара). В таких магазинах оплата через КСО достигает 30% от выручки. По словам Анжелы Рябовой, «это настоящий успех». Кассы самообслуживания помогли компании избавиться от очередей и увеличить пропускную способность торговых точек.
Анжела Рябова о кассах самообслуживания:
Выбирая кассы самообслуживания для масштабного внедрения, в компании «Красный Яр» учли недостатки, выявленные в пилотном проекте. Вместо КСО, состоящих из отдельных устройств (POS-терминала, моноблока, ручного сканера и онлайн-кассы), компания выбрала более практичную модель, в которой большинство периферийных устройств упакованы в единый корпус.
Для сети «Красный Яр» производитель оснастил кассу самообслуживания «SC-06» встроенной весовой платформой, встроенным сканером штрих-кодов, большим сенсорным монитором. Внешними устройствами в этой модели остаются только терминал бесконтактной оплаты и онлайн-касса (для удобства эксплуатации). Таким образом, риски умышленного или случайного повреждения оборудования сведены к минимуму.
К плюсам этой модели можно отнести и дизайн корпуса. Касса выглядит почти так же, как обычный киоск самообслуживания, знакомый большинству покупателей по фастфуд-ресторанам. По словам ИТ-директора сети «Красный Яр» Романа Шишкова, «весь рынок … склоняется к использованию вертикальных киосков, и мы решили пойти по этому пути, поскольку такой формат привычен покупателю».
Цена кассы самообслуживания
Одним из важных критериев при выборе модели КСО была цена. Необходимо было подобрать решение не дороже обычной кассы. Автоматическая касса «SC-06» от Тачплат даже в расширенной комплектации вполне удовлетворяла этому условию. Кроме того, удалось сэкономить за счет отказа от металлической тумбы.
Почему растет спрос на кассы без кассиров?
По данным аналитиков RBR в 2020 году спрос на кассы самообслуживания вырос на 25%. Эксперты связывают это с пандемией и запросом потребителей на бесконтактное обслуживание. По данным McKinsey, только за первые 18 месяцев пандемии доля покупателей, желающих пользоваться кассами самообслуживания, выросла с 30% до 45%.
Однако технологии, используемые в устройствах самообслуживания, пока далеки от совершенства. В опросе, проведенном The Wall Street Journal, 67% потребителей указали, что испытывали сложности при сканировании товаров, поиске штрих-кодов, при взвешивании и оплате.
Тем не менее, ожидается, что к 2025 году рынок КСО вырастет на $2,23 млрд, а среднегодовые темпы роста составят 12,48%.