В этой статье расскажем об использовании систем самообслуживания для автоматизации кассовых процессов.
Внедрение автоматического электронного кассира (мультикассы) решает одну из самых распространенных проблем предпринимателей, продающих свои услуги за наличный расчет. Проблема эта заключается в человеческом факторе или, проще говоря, в кассире. Участие человека в расчетах на кассовом узле отрицательно влияет на скорость обслуживания клиентов и точность учета. Опытные предприниматели знают также и рисках хищений / ошибок при расчетах.
Вариант решения проблемы – использование автокассы или электронного кассира, то есть программно-технического комплекса для автоматического приема наличных денег. Современные автокассы могут выдавать сдачу наличными купюрами и монетами или перечислять ее на мобильный телефон. Такой комплекс обычно интегрируется в систему учета предприятия, что позволяет мгновенно получать на экран автомата данные о заказанной услуге и в режиме реального времени отправлять информацию об оплате в учетную систему или базу данных.
На практике существует множество вариантов использования комплекса «электронный кассир». Ниже схематически представлены наиболее распространенные способы внедрения умных касс.
Автоматический кассир с выдачей чека
Автоматический кассир принимает оплату за товар или услугу по фиксированной цене и выдает подтверждающий чек.
Как это работает:
- отображение перечня товаров и услуг, а также их стоимости;
- выбор клиентом конкретного товара или услуги;
- оплата наличными в сумме, равной стоимости товара или услуги;
- выдача чека (опционально — выдача сдачи);
- предъявление чека на пункте отпуска товара или оказания услуг;
- оказание услуг или отпуск товара.
Автокасса с отправкой СМС/e-mail уведомления
Оплата товара или услуги по фиксированной цене в автокассе с выдачей подтверждающего чека и отправкой СМС/e-mail уведомления владельцу (или другому лицу) о факте оплаты.
Процесс оплаты:
- отображение перечня товаров и услуг, а также их стоимости;
- выбор конкретного товара или услуги;
- оплата наличными в сумме, равной стоимости товара или услуги;
- выдача чека (опционально — выдача сдачи);
- предъявление чека на пункте отпуска товара или оказания услуг;
- оказание услуг или отпуск товара;
- отправка СМС или e-mail уведомления владельцу.
Терминал оплаты заказанных в интернете товаров / услуг
Оплата в терминале оформленного ранее заказа.
Процесс оплаты:
- выбор и заказ товаров и услуг (формирование корзины);
- фиксация заказа (корзины) в базе данных предприятия;
- выдача номера (идентификатора) заказа из базы данных во фронт-систему продаж;
- передача номера (идентификатора) заказа клиенту;
- через сенсорный интерфейс / сканер штрих-кода / другой носитель клиент вводит идентификатор заказа в терминал;
- электронный кассир запрашивает детали заказа по введенному номеру;
- база данных возвращает информацию по заказу, в том числе и сумму к оплате;
- терминал отображает клиенту подробную информацию о заказе и предлагает оплатить;
- клиент вводит в терминал нужную сумму;
- аппарат сообщает в базу данных о факте оплаты заказа;
- терминал выдает клиенту чек / квитанцию и/или электронное уведомление об оплате (возможна отправка в СМС);
- клиент предъявляет идентификатор заказа в центр выдачи товаров и услуг;
- центр выдачи товаров и услуг проверяет факт оплаты данного заказа;
- база данных предприятия подтверждает центру выдачи факт оплаты заказа;
- центр выдачи отпускает клиенту товары и услуги;
- центр выдачи отмечает в базе данных факт отгрузки товаров/услуг.
Сеть автоматических кассиров
В сетевом варианте используется сервер автоматических касс, предназначенный для агрегирования операций, технического мониторинга оборудования в автоматическом режиме, а также для обеспечения обмена с базой данных предприятия.
Дополнительная информация:
— в качестве носителя номера заказа (идентификатора) и канала передачи могут использоваться номера на бумажных документах, штрих-коды, нанесенные на бумажный документ, номера, отправленные в СМС-сообщении клиенту. Номер заказа может быть выдан в виде пластиковой карты (MIFARE), имеющей уникальный номер.
— сдача может быть выдана купюрами разного достоинства, монетами разного номинала, а также отправлена на баланс сотового телефона. Форма выдачи сдачи зависит от комплектации электронного кассира.
— взаимодействие с базой данных может осуществляться посредством веб-сервисов, хранимых процедур или посредством иного способа доступа к данным.
Почему переход на новые технологии выгоден?
Электронный кассир обеспечивает:
- автоматизированный процесс оплаты товаров / услуг;
- учет платежей в режиме онлайн;
- интеграцию с вашим ПО (1С, консультант и др.);
- удобство для клиентов.