Федеральная служба по финансовому мониторингу и Ассоциация «Электронные деньги» сообщают о заключении Соглашения. В соответствии с Соглашением, будет активизировано информационное взаимодействие Службы и Ассоциации, направленное на оптимизацию деятельности по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в сфере электронных платежей.
По случаю заключения Соглашения Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Анатольевич Чиханчин отметил: «Взаимодействие с частным сектором является важным элементом работы ФАТФ, и этот опыт успешно воплощается в нашей стране. В преддверии своего председательства в ФАТФ в 2013-2014 годах, Российская Федерация намерена приложить все усилия для реализаций наилучших
практик в этой сфере. Примеры подобного сотрудничества позволят и дальше работать над повышением эффективности мер по ПОД/ФТ с учетом развития новых технологий».
«Сотрудничество АЭД и Федеральной службы по финансовому мониторингу успешно продолжается уже несколько лет. Взаимодействие Росфинмониторинга с частным сектором позволяет доносить до отрасли наиболее актуальную информацию о современных тенденциях ПОД/ФТ на международном и национальном уровнях. Мы рады, что регулятор уделяет большое внимание этому направлению деятельности и уверены, что заключение Соглашения сделает наше сотрудничество еще более эффективным», прокомментировал событие Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Леонидович Достов.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по ПОД/ФТ. Уполномоченный орган был создан Указом Президента Российской Федерации от 1.11.2001 № 1263 (именовался Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу), а в 2004 году преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307.
Федеральная служба по финансовому мониторингу представляет Российскую Федерацию в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), МАНИВЭЛ, Группе «Эгмонт» и иных международных структурах, действующих в сфере ПОД/ФТ.
О Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) ФАТФ является межправительственным институтом, главная задача которого состоит в разработке мер по противодействию отмыванию доходов и финансирования терроризма, а также поощрении наилучших практик в национальных законодательствах. В феврале 2012 года в рамках Группы была завершена ревизия Рекомендаций ФАТФ, которые устанавливают базовые стандарты деятельности по ПОД/ФТ на государственном и международном уровнях. Привлечение представителей частного сектора к обсуждению наиболее актуальных вопросов ПОД/ФТ является неотъемлемой частью работы ФАТФ.
Некоммерческое партнерство Ассоциация «электронные деньги» было создано летом 2009 года. Ассоциация объединяет крупнейших операторов и индустриальные ассоциации, действующих в сегменте электронных денег. Основные цели деятельности АЭД – развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги в интересах населения, государства и участников отрасли. Представители АЭД входят в состав Консультативного Совета при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, оказывают методическую поддержку в рамках Международного учебно-методического центра финансового мониторинга, а также принимали участие в экспертных консультациях в ходе ревизии Рекомендаций ФАТФ.
Инициаторами создания Ассоциации выступили компании i-Free, WebMoney, Яндекс.Деньги, платежный сервис QIWI (КИВИ), национальные индустриальные ассоциации НАУМИР и НАУЭТ.
Доработка законодательства по фискализации процессинговых центров
В марте 2013 года Ассоциация «Электронные деньги» предложила доработать законодательство для реализации возможностей по фискализации процессинговых центров. Министерством финансов для общественных обсуждений был опубликован законопроект, предусматривающий обязанность организаций, за исключением микропредприятий, использовать контрольно-кассовую технику, позволяющую передавать в налоговые органы сведения о совершенных операциях в режиме реального времени.
Несмотря на то, что, согласно пояснительной записке, предполагаемая экономия частного сектора в случае принятия данных предложений, достигнет 25 миллиардов рублей, Ассоциация «Электронные деньги» призывает субъектов законодательной инициативы к дополнительному рассмотрению возможностей по наделению процессинговых центров правом централизованно передавать сведения об операциях, путем оснащения их сертифицированными налоговой службой программно-аппаратными фискальными модулями. Это позволит освободить налогоплательщиков от обязанности проводить специальную модернизацию платежных терминалов, банкоматов и POS-терминалов.
Информация о безналичных операциях уже сейчас стекается в процессинговые центры в режиме реального времени; при оснащении их дополнительным оборудованием, стоимость которого окажется значительно ниже, чем модернизация всей контрольно-кассовой техники, эти данные возможно дублировать в адрес налоговых органов. При этом недобросовестные компании, осуществляющие прием безналичных платежей, лишатся возможности уклоняться от налогового контроля. Подобное решение снизит нагрузку на налогоплательщиков, которым не придется самостоятельно дублировать информацию об операциях, которую они итак передают в процессинговые центры, а также упростит деятельность налоговых органов, которые будут освобождены от необходимости осуществлять контроль над каждым отдельным терминалом – при этом каждая операция может быть мгновенно проверена на предмет отражения в фискальном учете.
Виктор Леонидович Достов, Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги»: «Мы положительно оцениваем инициативу Минфина о передаче в налоговые органы информации о совершаемых операциях в режиме реального времени. Тем не менее, в рамках ее обсуждения целесообразно сделать еще один шаг вперед. Фискализация процессинговых центров – это логичное решение для электронных платежных систем, которое потребует относительно небольших затрат, но при этом кардинально повысит эффективность взаимодействия с органами надзора».