Федеральная служба по финансовому мониторингу и Ассоциация «Электронные деньги» сообщают о заключении Соглашения. В соответствии с Соглашением, будет активизировано информационное взаимодействие Службы и Ассоциации, направленное на оптимизацию деятельности по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в сфере электронных платежей.
По случаю заключения Соглашения Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Анатольевич Чиханчин отметил: «Взаимодействие с частным сектором является важным элементом работы ФАТФ, и этот опыт успешно воплощается в нашей стране. В преддверии своего председательства в ФАТФ в 2013-2014 годах, Российская Федерация намерена приложить все усилия для реализаций наилучших
практик в этой сфере. Примеры подобного сотрудничества позволят и дальше работать над повышением эффективности мер по ПОД/ФТ с учетом развития новых технологий».
«Сотрудничество АЭД и Федеральной службы по финансовому мониторингу успешно продолжается уже несколько лет. Взаимодействие Росфинмониторинга с частным сектором позволяет доносить до отрасли наиболее актуальную информацию о современных тенденциях ПОД/ФТ на международном и национальном уровнях. Мы рады, что регулятор уделяет большое внимание этому направлению деятельности и уверены, что заключение Соглашения сделает наше сотрудничество еще более эффективным», прокомментировал событие Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Леонидович Достов.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по ПОД/ФТ. Уполномоченный орган был создан Указом Президента Российской Федерации от 1.11.2001 № 1263 (именовался Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу), а в 2004 году преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307.
Федеральная служба по финансовому мониторингу представляет Российскую Федерацию в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), МАНИВЭЛ, Группе «Эгмонт» и иных международных структурах, действующих в сфере ПОД/ФТ.
О Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) ФАТФ является межправительственным институтом, главная задача которого состоит в разработке мер по противодействию отмыванию доходов и финансирования терроризма, а также поощрении наилучших практик в национальных законодательствах. В феврале 2012 года в рамках Группы была завершена ревизия Рекомендаций ФАТФ, которые устанавливают базовые стандарты деятельности по ПОД/ФТ на государственном и международном уровнях. Привлечение представителей частного сектора к обсуждению наиболее актуальных вопросов ПОД/ФТ является неотъемлемой частью работы ФАТФ.
Некоммерческое партнерство Ассоциация «электронные деньги» было создано летом 2009 года. Ассоциация объединяет крупнейших операторов и индустриальные ассоциации, действующих в сегменте электронных денег. Основные цели деятельности АЭД – развитие рынка электронных денег как общедоступной финансовой услуги в интересах населения, государства и участников отрасли. Представители АЭД входят в состав Консультативного Совета при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ, оказывают методическую поддержку в рамках Международного учебно-методического центра финансового мониторинга, а также принимали участие в экспертных консультациях в ходе ревизии Рекомендаций ФАТФ.
Инициаторами создания Ассоциации выступили компании i-Free, WebMoney, Яндекс.Деньги, платежный сервис QIWI (КИВИ), национальные индустриальные ассоциации НАУМИР и НАУЭТ.
Доработка законодательства по фискализации процессинговых центров
В марте 2013 года Ассоциация «Электронные деньги» предложила доработать законодательство для реализации возможностей по фискализации процессинговых центров. Министерством финансов для общественных обсуждений был опубликован законопроект, предусматривающий обязанность организаций, за исключением микропредприятий, использовать контрольно-кассовую технику, позволяющую передавать в налоговые органы сведения о совершенных операциях в режиме реального времени.
Несмотря на то, что, согласно пояснительной записке, предполагаемая экономия частного сектора в случае принятия данных предложений, достигнет 25 миллиардов рублей, Ассоциация «Электронные деньги» призывает субъектов законодательной инициативы к дополнительному рассмотрению возможностей по наделению процессинговых центров правом централизованно передавать сведения об операциях, путем оснащения их сертифицированными налоговой службой программно-аппаратными фискальными модулями. Это позволит освободить налогоплательщиков от обязанности проводить специальную модернизацию платежных терминалов, банкоматов и POS-терминалов.
Информация о безналичных операциях уже сейчас стекается в процессинговые центры в режиме реального времени; при оснащении их дополнительным оборудованием, стоимость которого окажется значительно ниже, чем модернизация всей контрольно-кассовой техники, эти данные возможно дублировать в адрес налоговых органов. При этом недобросовестные компании, осуществляющие прием безналичных платежей, лишатся возможности уклоняться от налогового контроля. Подобное решение снизит нагрузку на налогоплательщиков, которым не придется самостоятельно дублировать информацию об операциях, которую они итак передают в процессинговые центры, а также упростит деятельность налоговых органов, которые будут освобождены от необходимости осуществлять контроль над каждым отдельным терминалом – при этом каждая операция может быть мгновенно проверена на предмет отражения в фискальном учете.
Виктор Леонидович Достов, Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги»: «Мы положительно оцениваем инициативу Минфина о передаче в налоговые органы информации о совершаемых операциях в режиме реального времени. Тем не менее, в рамках ее обсуждения целесообразно сделать еще один шаг вперед. Фискализация процессинговых центров – это логичное решение для электронных платежных систем, которое потребует относительно небольших затрат, но при этом кардинально повысит эффективность взаимодействия с органами надзора».
Росфинмониторинг предложил привязать анонимные электронные кошельки к банковским счетам
Анонимные электронные кошельки хотят идентифицировать и привязать к банковским счетам, чтобы повысить прозрачность финансовых операций в интернете. Эксперты считают эти меры избыточными, и предлагают очень медленно вводить изменения.
Неидентифицированные электронные средства платежа, как, например, электронные кошельки, следует привязывать к банковским счетам клиентов, чтобы устранить анонимность и повысить прозрачность при проведении операций через электронные платежные средства. Такую точку зрения высказал замглавы федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Павел Ливадный.
Чиновник сообщил, что инициативу его ведомства поддерживают Банк России, Минфин и несколько крупных банков. По их мнению, добиться прозрачности можно через привязку неидентифицированных электронных средств платежа к банковским счетам клиентов.
Если эта инициатива пройдет, она создаст «серьезные экономические преференции для банковского сектора», как сказал Ливадный. Он выразил надежду, что до конца 2016 года инициативу будет оформлена законодательно.
Участники рынка электронных кошельков оценили инициативу как избыточную, и предупредили о возможных негативных последствиях таких мер. Эксперты сходятся во мнении, что проблема анонимных электронных кошельков преувеличена, ведь пользователи проходят регистрацию при первом использовании сервиса, оставляя, как минимум, свои контактные данные.
Кроме того, участники рынка напоминают, что совсем недавно в законодательстве уже были приняты изменения, в соответствии с которыми анонимно за один раз можно оплатить не более 15 тыс. руб., при этом общую сумму таких платежей ограничили 40 тыс. руб. в месяц. Если раньше платить можно было по всему миру, то теперь – только в адрес российских организаций.
«Яндекс. Деньги» и Qiwi plc, управляющие крупнейшими российскими платежными сервисами, считают, что охота на анонимов приведет к увеличению наличных расчетов. Представитель Qiwi plc сообщил агентству «Интерфакс», что «утяжеление» услуг электронных кошельков за счет открытия счета в банке может привести к оттоку платежей из прозрачной безналичной сферы к наличным расчетам, где эффективное осуществление функций финансового мониторинга становится невозможным.
Хотя в этот раз среди инициаторов закручивания гаек не упомянуты силовые ведомства, МВД активно поддерживает борьбу с анонимами. В ведомстве считают, что преступники используют анонимные платежные системы для обналичивания денег, запутывания финансовых потоков, покупки запрещенных товаров и расчетов между членами преступных групп.
Председатель совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов в интервью «НГ» во-первых, не увидел рисков для клиентов при привязке электронного кошелька к банковскому счету при идентификации, а, во-вторых, считает неочевидной связь анонимных платежей и обналичивания. «С анонимных кошельков обналичивание средств невозможно в принципе, так как для вывода денег кошелек должен быть сначала идентифицирован», – говорит он. Тем не менее, Ассоциация в целом поддерживает тенденцию введения ограничений для анонимных кошельков, тем более именно таков общий мировой тренд, но настаивает, что процесс этот не должен быть резким. «Надо сохранить анонимные кошельки на какое-то время хотя бы в малорискованных, небольших платежах, например, за проезд на транспорте», – предлагает Достов.
В конце 2014 года крупнейший банк России, Сбербанк, применил свой способ влияния на электронные платежи, купив 75% системы «Яндекс. Деньги» за 60 млн. долл. Аналитики отмечали тогда, что сделка стала возможной во многом как раз в связи с законодательными изменениями, из-за которых «Яндексу» пришлось создавать небанковскую кредитную организацию, оплачивать дополнительный штат сотрудников. В определенном смысле бизнес стал для «Яндекса» непрофильным, а для банка оказался очень интересен.