За последние несколько лет российский топливный рынок заметно изменился. Рост стоимости нефтепродуктов, вызванный ослаблением рубля, и спад грузоперевозок, связанный с санкциями, послужили причиной снижения внутреннего спроса на топливо. В то же время топливная розница становится всё более сложной и технологичной, требует более квалифицированного подхода к управлению. Многие традиционные решения стали не эффективны, привлечение и удержание клиентов обходится всё дороже, а прибыли продолжают снижаться. Ситуация вынуждает операторов АЗС искать способы сокращения издержек. Эксперты отрасли считают, что сохранить и даже нарастить доходность помогут современные технологии и автоматизация процесса продажи топлива.
Автоматические АЗС — неизбежная перспектива топливного рынка
О том, что многие операторы уже двигаются в этом направлении, говорит рост числа запросов на автоматизацию действующих АЗС и активное строительство новых безоператорных АЗС самообслуживания, где отпуск топлива и расчёты за него происходят без участия персонала. Таких станций в России уже 300. 150 из них построены компанией «СКОН». В «СКОН» подсчитали, что автоматизация АЗС позволяет на 60% снизить стоимость продажи литра топлива за счёт сокращения затрат на коммунальные услуги, освобождения от расходов на ФОТ, зарплатных налогов, выплаты отпускных и больничных персоналу. Помимо очевидной экономии автоматизация даёт синергетический эффект в привлечении клиентов: они больше доверяют терминалу самообслуживания, чем печальному вороватому кассиру. Автомат не обманет ни клиента, ни хозяина. Многочисленные исследования показывают, что 90 % недостач на АЗС генерируются персоналом. Поэтому реорганизация обычной АЗС в безоператорную позволит владельцу свести к нулю потери от хищений и ошибок.
Большинство российских ААЗС (200 шт.) принадлежат крупным нефтяным компаниям «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Башнефть» и «Татнефть», около ста – независимым частным операторам. Для крупных компаний автоматизация — вынужденный шаг, необходимый для дальнейшего развития сети в регионах, где мест для стандартных заправок почти не осталось. ААЗС занимает всего 112 кв. метров, что позволяет «вписать» её в плотную городскую застройку, например, возле супермаркета.
Интерес независимых АЗС к внедрению автоматов объясняется необходимостью конкурировать с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, которые инвестируют огромные средства в различные программы привлечения клиентов. Небольшие сети вынуждены активно вникать в структуру операционных затрат и снижать издержки. Перевод АЗС в формат самообслуживания — эффективный способ решения этой задачи. По данным «СКОН» частным лицам принадлежит около 60% российских АЗС. Активно внедряют автоматические АЗС пермские компании «Нефтехимпром» и «Феникс Петролеум», рязанская сеть «Импульс». Опыт компаний показывает, что эффективность автоматизации весьма высока и в большинстве проектов заметна уже в первые месяцы: рост оборотов на автоматизированной АЗС составляет около 30-40% (по официальным данным заказчиков «СКОН»).
Все участники рынка сходятся во мнении, что автоматические мини-АЗС — неизбежная перспектива для развития рынка. Ужесточение норм по санитарно-защитным зонам для строительства АЗС, увеличение кадастровой стоимости земли и налога на нее делают это направление интересным с точки зрения экономики. Внедрение автономных АЗС решает ещё один немаловажный пласт проблем — окончательно уничтожает серый рынок неучтённого топлива, когда персонал станции в течение дня не доливает в каждый бак по пол-литра и к концу смены «экономит» целую цистерну.
Одним из драйверов автоматизации АЗС считается перспектива запуска беспилотного транспорта. Компании, которые заранее адаптировали свои АЗС под автоматы, на шаг опережают конкурентов.
Минусы автоматизации
Участники рынка не сомневаются, что в перспективе автоматизация принесёт экономию, но для начала владельцам ААЗС придётся вложиться в оборудование, системы контроля, обеспечение бесперебойной связи. По оценкам «СКОН» строительство одной автоматической АЗС обходится в десять миллионов рублей, срок ввода в эксплуатацию – 4 месяца. Окупать себя объект начнёт через 8 месяцев после запуска.
В числе проблем автономных АЗС называют недостаточную вандалоустойчивость платёжных терминалов, отсутствие надёжных систем безопасности и удалённого мониторинга. В терминалах зарубежного производства обычно эти требования не учтены, а российские производители систем самообслуживания не спешат осваивать сегмент автоматизации топливного ритейла.
Кроме значительных вложений у автоматических АЗС есть еще один существенный минус — отсутствие дохода от совмещенных с заправкой магазина или кафе, который составляет около 30 % прибыли АЗС. Но эта проблема частично решается установкой вендинговых автоматов с напитками и сопутствующими товарами.
Прогрессивно настроенные участники рынка считают, что автоматические АЗС – отраслевой стандарт для автозапровок будущего. Системы телеметрии позволят удалённо управлять кофейными автоматами, печами и холодильниками на автономных АЗС. Автоматизации поддаются все процессы, включая продажу товаров в магазине и уборку санузла.
Источник: Kiosks.ru