Разработаны проекты документов, позволяющие составить базу клиентов, которым финансовые организации отказали в проведении операций по антиотмывочному закону. С сейчас данные о таких отказах передаются участниками рынка в Росфинмониторинг, но обратной связи в большинстве случаев нет. После появления реестра клиентам, попавшим в него, фактически будет перекрыт доступ к финансовым услугам, опасаются эксперты.
Вчера на сайте regulation.gov.ru были опубликованы два проекта указаний ЦБ, определяющих порядок и формат передачи банками и некредитными организациями сведений о случаях отказа в проведении операций, открытии счетов и банковских вкладов, предусмотренных законом о противодействии легализации преступных доходов. Указания являются первыми в цепочке нормативных документов, на основании которых ЦБ совместно с Росфинмониторингом сможет создать единый реестр информации о происшедших фактах отказа, указывают источники «Ъ», близкие к ЦБ и Росфинмониторингу. Пресс-служба ЦБ сообщила, что вступившие с 10 января 2016 года изменения в антиотмывочный закон наделили Росфинмониторинг полномочиями по направлению в Банк России информации об отказах клиентам. ЦБ же наделен полномочиями по доведению полученной от Росфинмониторинга информации до сведения кредитных и некредитных финансовых организаций, отметили там.
В настоящее время участники финансового рынка информируют Росфинмониторинг обо всех фактах отказа в проведении операций в рамках антиотмывочного закона (115-ФЗ). Однако дальше ведомства эта информация в большинстве случаев не уходит. Как сообщили «Ъ» представители нескольких профучастников, черные списки доступны для некоторых профучастников, в основном крупных, но широкого распространения эта практика не имеет. «Подобные перечни лиц, подозрительных с точки зрения ЦБ, уже направлялись в крупные банки,— говорит заместитель руководителя службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Алексей Тимошкин.— При этом банки порой не могут выявить признаки проведения сомнительных операций в деятельности ряда своих клиентов, включенных в такие списки».
В создаваемом реестре же будут указаны все факты отказа, и он будет доводиться до сведения всех банков и некредитных организаций. «Это не список, а именно реестр свершившихся фактов, выписаться из него клиент не может»,— пояснили в Росфинмониторинге. Там отмечают, что реестр не будет обязательным для применения. «Участник финансового рынка сам решает, является ли сделка или клиент подозрительными,— отмечает статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.— Но другой участник вправе знать об этом решении и учитывать его». Создаваемый реестр обещает стать большим. Согласно данным Росфинмониторинга, всего за 2015 год банки отказали в заключении договоров около 142 тыс. раз (рост в три раза по сравнению с 2014 годом).
После появления реестра компаниям и физлицам, попавшим в него, фактически будет перекрыт доступ к финансовым услугам, опасаются эксперты. «Нет единого подхода к толкованию норм антиотмывочного закона, банки часто перестраховываются,— отмечает юрист Александр Ястрембский.— Тот же человеческий фактор может быть причиной попадания добросовестной компании в реестр». Даже сейчас, когда списки есть для единичных участников рынка и по единичным операциям, добиться исключения из таких реестров чрезвычайно сложно, указывают собеседники «Ъ». Каждый из профучастников или банков, получив информацию от регулятора, заносит данные таких компаний в свой собственный черный список и обойти всех брокеров или банкиров и доказать свою невиновность практически невозможно, резюмируют они. «Если и вводить подобную практику, то необходимо крепко подумать. В любом случае нужно пересмотреть критерии транзитных операций, поскольку они не учитывают специфику профдеятельности на финансовом рынке, включая в себя много обычных операций, не связанных с выводом капитала»,— говорит председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.
Впрочем, юристы уверены, что у добросовестных клиентов, случайно попавших в реестр, есть шанс восстановить свое доброе имя в суде. «Шанс выиграть спор и даже взыскать убытки, которые были понесены клиентом, близки к 100%,— считает независимый адвокат Владимир Постанюк.— ЦБ может составлять какие угодно списки и кому угодно их рассылать, если это не мешает законной деятельности включенных в него компаний и физлиц. В этом же случае клиент банка подаст в суд на тот банк, который ему отказал». Впрочем, клиенты судебным перспективам не рады. «Нашей компании однажды отказали в обслуживании в банке из-за ошибки новенького бухгалтера, не предоставившего документы по запросу,— рассказывает в анонимной беседе главбух крупной компании.— Тогда мы просто ушли в другой банк, но после появления реестра это будет невозможно». Впрочем, изворотливые клиенты видят выход и из сложившейся ситуации: «Будем закрывать одно юрлицо и открывать другое, это сейчас несложно».
Платежные агенты должны отчитываться перед Росфинмониторингом
С 2007 года все организации, принимающие платежи от населения, но не имеющие банковских лицензий, должны предоставлять отчетность об осуществленных операциях в Росфинмониторинг и вставать на учет в этом ведомстве. Соответствующее поправки правительство внесло в акты, направленные против легализации доходов, полученных преступным путем.
В число организаций, поставленных на учет в Росфинмониторинг, входят букмекерские конторы, почта, ломбарды, страховые и лизинговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и многие другие. Исключение составляют организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней — они не должны вставать на учет в Росфинмониторинг, отмечает РИА Новости.
В 2006 году Госдума приняла поправки в закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым коммерческие организации, не являющиеся кредитными, получили право осуществлять прием от населения средств в качестве платы за коммунальные услуги, услуги связи и за жилье без получения банковской лицензии.
Для справки:
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России)
КФМ России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002.