В 2019 году на волне «мусорных» скандалов в России начали реформировать систему обращения с отходами. К 2024 году планируется снизить долю материалов, вывозимых на свалки, и увеличить объём перерабатываемого мусора с текущих 7% до 36%. Цели реформы обозначены в национальном проекте «Экология». Основные игроки отрасли считают, что фандоматы могут стать одним из инструментов модернизации системы сбора мусора.
Фандоматы — это аппараты, принимающие использованную алюминиевую и пластиковую упаковку для ее последующей переработки (ресайклинга). Ресайклинг или обратный вендинг (от английского reverse vending) считается эффективным способом минимизации отходов и активно используется в Европе.
Российские торговые сети оперативно отреагировали на поручение премьер-министра возобновить практику сбора тары. В начале августа брендированные фандоматы появились в магазинах сразу трех торговых сетей: «Перекресток», «Карусель» и «Магнит». Пилотный проект запущен совместно компаниями Unilever и X5 Retail Group.
«Компания отправляет на переработку для вторичного использования 100% непищевых отходов, образующихся в результате торговой деятельности. Благодаря совместным проектам с партнерами, мы сможем протестировать сбор использованной тары у населения», — прокомментировали запуск пилотов в пресс-службе X5 Retail Group.
В пресс-релизе сети «Перекресток» говорится, что фандоматы установлены в семи московских магазинах. Они принимают использованные пластиковые бутылки и контейнеры из-под бытовой химии. Стимулировать граждан сдавать упаковку в фандоматы будут купонами с 10% скидкой на товары Unilever.

Фандомат в «Перекрестке»
Ранее, в июле, аналогичный проект был запущен в сети «Пятерочка». X5 Retail Group совместно с Coca-Cola разместили фандоматы, принимающие пластиковую и алюминиевую тару, в десяти магазинах сети. Каждую сданную бутылку автомат обменивает на купон с 15%-ой скидкой на некоторые напитки Coca-Cola.
Глава компании Coca-Cola в России Александар Ружевич пояснил, что компания планирует к 2025 году перейти на полностью перерабатываемую упаковку, а к 2030 году обеспечить сбор и переработку всей тары, выпускаемой компанией на рынок.
За три года Coca-Cola смогла организовать переработку 60 тысяч тонн упаковки. Пилотный проект с ведущим российским ритейлером позволит предложить людям еще одно практичное решение для раздельного сбора мусора.

Фандомат в «Пятерочке»
Сеть «Магнит» начала устанавливать рециклинг-автоматы в середине августа. Первые аппараты были размещены в магазинах Краснодара и Тулы. Они брендированы символикой марки «Чистая линия», принадлежащей Unilever. Чтобы сдать использованную тару, нужно отсканировать штрих-код и опустить упаковку в специальное отверстие аппарата. За сданный пластик автомат выдает купон с 10%-ой скидкой на любой продукт «Чистая линия».

Пандомат в «Магните»
Обслуживание фандоматов, вывоз и переработку собранной тары будет выполнять партнер Unilever — «Экотехнологии». Решение о масштабировании проекта на все магазины партнеры примут по итогам тестирования.
В Москве тестируют новые фандоматы
Это уже третья попытка автоматизировать сбор пустой тары с помощью фандоматов. Первые две были предприняты в 2011 и 2014 годах.
В 2011 году проект был запущен компанией «Профбизнестелеком» при финансовой поддержке СБ Банка. Партнеры установили в Москве более двухсот фандоматов и планировали за год довести их число до 2 000, вложив в развитие 500 млн рублей. В перспективе аппараты должны были совмещать функции сбора тары с приемом платежей.
С потребителями, сдавшими тару, фандоматы расплачивались наличными. В дальнейшем планировалось реализовать зачисление на карту, поскольку «не технологично регулярно загружать кучу монет в фандомат».

Фандоматы 2011 года
Но проект оказался неуспешным, компания «Профбизнестелеком» прекратила свое существование, а у СБ Банка впоследствии была отозвана лицензия.
История проекта
В проекте принимали участие СБ Банк, компания «Профбизнестелеком» и платежная система Cyberplat. Планировалось развивать сеть автоматов, представляющих собой симбиоз обычного платежного терминала и фандомата, которые по сути расположены «спина к спине».

Фандомат, совмещенный с платежным терминалом
Cyberplat обеспечивал процессинг популярных платежей (мобильная связь и прочие), а пополнение счетов в СБ Банке и переводы денежных средств через терминал в другие банки были реализованы на процессинге самого СБ Банка. Кроме того, СБ Банк финансировал сопровождение проекта и инкассацию.
«Инициатива по созданию такого симбиоза, когда совмещены функции терминала и фандомата, принадлежит «Профбизнестелекому». По сути, владельцем фандоматов-терминалов является именно эта фирма, а СБ Банк — финансовый партнер проекта», — рассказал Владимир Кузнецов, директор департамента банковских карт СБ Банка.
По его словам, СБ Банк присоединился к проекту в основном для того, чтобы повысить эффективность фандоматов за счет их интеграции с терминалами. Кроме того, проект должен был помочь кредитной организации расширить собственную терминальную сеть. Размещать устройства планировали в самых оживленных местах (в основном у метро).
В платежной части на тот момент было более 90 провайдеров: сотовые операторы, доступ интернет, кабельное телевидение, банки и др. Клиенты СБ Банка могли пополнять счета через терминал и проводить операции по предоплаченной виртуальной карте Visa Classic.
Рассчитать стоимость одного совмещенного устройства — задача не из простых. Хороший терминал с высокой степенью защиты стоил в те времена около 100 тыс. рублей. Терминальная часть фандомата-терминала стоила около 50 тыс. рублей. Средняя стоимость фандомата составляла €5 тыс. При таких ценах на проект компании должны были потратить не менее 500 млн рублей.
Амбициозные планы
По словам В. Кузнецова, до конца 2011 года планировалось установить 1 000 устройств, но в силу разных причин это сделать не удалось. Установка автоматов на улице — это трудоемкий и затратный процесс. Договариваться об аренде земли в месте установки, подключать аппараты к электричеству оказалось довольно сложно. И размещение первой тысячи устройств перенесли на первое полугодие 2012 года. До конца 2012 года число автоматов должно было достичь 2 000. Региональной экспансии партнеры не планировали.
Участники рынка неоднозначно оценивали эту инициативу. «Технически работа такого устройства понятна, но цель проекта и его аудитория пока не очень ясны», — комментировали проект специалисты одного из крупных банков. «Ощутимый плюс с точки зрения бизнеса банка возможен в том случае, если установка такого технического устройства происходит на льготной основе, за счет сотрудничества с фандоматной сетью и поддержки правительства Москвы или Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. В таком случае кредитная организация наравне с владельцами фандоматов получит льготы за установку таких аппаратов. И аренда 1 кв. м у метро обойдется банку дешевле, чем если бы там был установлен просто банкомат. Учитывая масштаб проекта, подобная экономия может принести реальную выгоду», — полагали эксперты ЮниКредит Банка.
С их мнением был согласен руководитель центра управления терминальной сетью Бинбанка Алексей Сергеев: «вероятно, что основной смысл этого проекта — экономия на аренде и подведении коммуникаций. Ведь установка фандоматов, скорее всего, предполагает участие в муниципальных программах, направленных на защиту экологии. И за счет того, что проект выполняет какую-то социальную миссию по очистке улиц от банок и бутылок, банк и его партнеры имеют какие-то более льготные предложения. Не стоит сбрасывать со счетов и возможную экономию, которая получается за счет совместного проекта СБ Банка и «Профбизнестелекома». Такого рода сотрудничество позволяет и быстрее устанавливать терминалы, и качественнее их обслуживать».
Основной проблемой внедрения проекта эксперты считали специфичность симбиоза двух довольно разных устройств и необходимость масштабного распространения.
«Нужно учитывать, что фандомат — это абсолютно специфическое устройство, требующее отдельного обслуживания, — предупреждал А. Сергеев. — Одно дело — инкассировать деньги, внесенные клиентами, и совсем другое — забирать банки и бутылки, также депонированные ими. Развивать сеть таких устройств — достаточно сложно. Чтобы был эффект, их должно быть очень много. Для того, чтобы они пользовались популярностью, они устанавливаются в местах массовой доступности. По большей части на улицах. Обслуживание устройств на улице — это достаточно сложная техническая задача, выполнение которой под силу только узкоспециализированным компаниям. Для банка это, конечно, не совсем профильное занятие».
Дополнительные возможности
В перспективе участники проекта рассчитывали на дополнительный доход от рекламы на специальных мониторах, которыми в дальнейшем планировали оснащать фандомато-терминалы.
В разработке также был проект совмещения сети по приему коммунальных услуг и с ресайклерами. В Москве ЖКУ уже тогда можно было оплатить обычных платежных терминалах. Но в регионах такой возможности еще не было. Вот там и планировалось устанавливать такие автоматы. Такой «пилот» хотели запустить в одном из городов присутствия СБ Банка в первой половине 2012 года. Его первый этап подразумевал установку 50 аппаратов. Обсуждалось их оснащение сканерами штрих-кодов для автоматического ввода данных с квитанций. На действующих фандоматах-терминалах был возможен только ручной ввод реквизитов платежки.
Не известно, что из этих планов в итоге было реализовано, а что так и осталось в проектах.
Вторая попытка
Вторая попытка приучить население к рециклингу упаковки была предпринята в 2014 году. Столичный департамент торговли и услуг планировал установить в супермаркетах города аппараты для приема пустых бутылок и банок.
«На встрече с представителями крупных ритейлерских сетей мы дадим им соответствующие рекомендации. В Европе фандоматы давно и успешно работают», — пояснял руководитель департамента Алексей Немерюк представителям СМИ. Установку аппаратов должны были спонсировать частные инвесторы.

Фандоматы 2014 года
Установленные раннее автоматы особой популярностью у населения не пользовались. Все они были размещены на улицах, из-за чего часто подвергались вандализму. Поэтому городские власти были вынуждены их убрать. Новый проект обещал быть более успешным, так как в этот раз фандоматы устанавливали внутри магазинов. Однако, и в 2014 году проект не дал желаемых результатов.