С 2013 года в салонах «МегаФон» работают терминалы оплаты. Абоненты давно привыкли пользоваться удобным сервисом пополнения счета без комиссии и очередей. Мало кто помнит, почему «МегаФон» начал создавать собственную сеть терминалов, как выбрал производителя, как разрабатывали конструкцию автомата и планировали расширять его функционал.
Для чего «МегаФону» собственные терминалы оплаты
Платежные терминалы давно считаются общепризнанным, удобным способом оплаты различных услуг. Одно устройство принимает все виды платежей: от мобильной связи, до ЖКХ. При этом плательщику не требуется компьютер, интернет и регистрация на сайтах поставщиков услуг. Для приема платежей от абонентов «МегаФон» сначала пользовался терминалами партнеров. Но опыт показал, что при размещении партнерского терминала в салоне «МегаФон», сотрудникам салона приходится обрабатывать всем обращения плательщиков, связанные с работой терминала.
Поэтому «МегаФон» принял решение о создании собственной сети. Она должна была обеспечить повышение уровня обслуживания абонентов и оперативную реакцию на все их запросы. Этого удалось добиться, взяв под свой контроль не только сами терминалы самообслуживания, но и процессинговый сервис, через который идут все платежи. В отличие от некоторых других платежных сетей «МегаФон» в режиме онлайн проверяет возможность проведения платежа. Это позволяет значительно повысить скорость транзакций.
Конструкция терминала «МегаФон»
Конструкцию платежного терминала для «МегаФона» разработали специалисты известного производителя устройств самообслуживания, у которого заказывал свои терминалы и платежный сервис QIWI. Заказчик и разработчики приняли решение не использовать стандартные модели, а спроектировать новую, с возможностью расширения функционала в дальнейшем. Решили не ограничивать функции устройства приемом только наличных платежей, а предусмотреть возможность безналичной оплаты банковскими картами и телефонами с NFC. Кроме того, терминал оснастили считывателем штрих-кодов, который используется для сканирования квитанций ЖКХ, пополнения транспортных карт и проездных. Уже на этом этапе у «МегаФона» была договоренность с московским метро о пополнении баланса транспортной карты «Тройка» через терминалы «МегаФона».
Таким образом, в конструкцию терминала изначально была заложена аппаратная поддержка всех видов платежей: наличными деньгами, банковскими картами и бесконтактным способом. Но на первом этапе пользователям была доступна только оплата наличными, затем, после согласования юридических и финансовых вопросов, подключили бесконтактные платежи и оплату банковскими картами. Встроенные в терминалы сканеры распознают штрих-коды и QR-коды. С их помощью можно быстро вводить все реквизиты платежа, например, за коммунальные услуги или штрафы ГИБДД.
Дизайн терминала самообслуживания также был разработан индивидуально под этот проект. Заказчик отказался от стандартных угловатых форм в пользу плавных линий. Основной сенсорный монитор размером 17 дюймов служит для запуска приложения оплаты, а верхний 27-дюймовый дисплей с высоким разрешением (1920х1080) выполняет роль рекламного носителя, на который выводится яркое, динамичное видео. Он привлекает внимание посетителей салонов к терминалу. Для того, чтобы терминал легко справлялся с любыми ресурсоемкими приложениями, была выбрана довольно производительная конфигурация компьютера с мощным графическим адаптером.
Благодаря тому, что производство терминалов находится в России, заказчик мог постоянно контролировать качество сборки. На приёмку каждой новой партии терминалов приезжали специалисты «МегаФона» и проверяли оборудование на соответствие всем требованиями. Нестандартный дизайн корпуса терминала и конфигурация несколько усложнили процесс производства, но зато удалось добиться удобного обслуживания. В проект были заложены жесткие требования к износоустойчивости конструкции и комплектующих, из-за этого первые тестовые образцы пришлось дорабатывать до получения нужных показателей качества.
Программное обеспечение платежного терминала «МегаФон»
Терминалы «МегаФон» работают на платформе Windows Embedded. Пользовательский интерфейс был разработан после анализа опыта других компаний и исключения их ошибок и недочетов. Таким образом, удалось избежать перегруженности рекламными баннерами, которые отвлекают пользователя и требуют времени на поиски кнопки «закрыть». В интерфейсе «МегаФона» под рекламу отведены фиксированные области, а большую часть экрана занимают элементы управления и полезная информация. Эти области не меняют размер и не пересекаются друг с другом, а функциональные кнопки всегда выводятся в одном и том же месте экрана. Перед утверждением текущего интерфейса компания проводила исследования юзабилити разных версий. В частности, подбиралось оптимальное время между автоматической сменой информации на экране, чтобы плательщики успевали вводить все данные, и чтобы форма ввода не отображалась слишком долго. Опытным путем для каждого экрана был выбран свой временной интервал, от 30 до 120 секунд. Перечисленные меры помогли значительно снизить число ошибок при пользовании терминалами.
Инфраструктура сети терминалов
«МегаФон» размещает свои терминалы только в собственных салонах. Для их подключения не требуется ничего кроме электрической розетки и сетевого кабеля. Для обеспечения безопасности обмен данными происходит через внутреннюю сеть компании. «МегаФон» не использует сторонних ЦОДов, все транзакции обрабатываются на собственных мощностях. Безопасность связи обеспечивается за счет тоннеля до каждого терминала.
Экономические преимущества собственной сети терминалов
Больше всего негатива у плательщиков вызывают высокие комиссии в терминалах. В некоторых сетях и локациях они достигают 20% от суммы платежа. В терминалах «МегаФон» комиссию с плательщика не берут, за исключением редких случаев, когда в условиях договора с поставщиком услуги предусмотрена комиссия. В большинстве же случаев оплата услуг проходит по номиналу. Окупать сеть «МегаФон» планирует за счёт продажи рекламы и получения агентского вознаграждения от поставщиков. Поэтому в салонах «МегаФон» можно без переплаты пополнять абонентский счет у интернет-провайдера и любого мобильного оператора, оплачивать онлайн-игры, переводить электронные деньги.
Парк терминалов «МегаФон» состоит примерно из 2000 устройств. 90% транзакций в них составляют платежи за мобильную связь. Пики платежей приходятся на конец предыдущего / начало следующего месяца. В это время ежедневный оборот в терминалов вырастает в 2,5 — 3 раза, что вполне объяснимо: люди получают зарплаты и оплачивают повседневные услуги.
В уральских офисах «МегаФона» установлены автоматы самообслуживания
«МегаФон» сообщил о запуске сети платежных автоматов, установленных в уральских салонах оператора. Теперь абоненты могут в режиме самообслуживания оплачивать больше 500 видов услуг, в том числе услуги доступа в интернет, услуги любого оператора связи, электронные денежные переводы. Комиссия при оплате не взимается.
Платежные аппараты размещены в 39-ти салонах «МегаФона» в Екатеринбурге, Челябинске, Первоуральске, Тобольске, Сургуте, Нефтеюганске, Тюмени, Пыть-Яхе, Советске, Новом Уренгое, Ноябрьске, Надыме, Муравленко и Тарко-Сале. В ближайшие месяцы такие же терминалы будут установлены в большинстве уральских салонов оператора.
По словам представителей Уральского отделения «МегаФон», автоматы самообслуживания выполняют часть функций специалистов салонов и позволяют консультантам проводить больше времени, лично общаясь с клиентами. Помимо этого, возможность совершать платежи без очереди и без комиссии должна привлечь новых пользователей в офисы оператора.
Пока терминалы принимают только наличные платежи, но к началу следующего года станут доступны и другие виды оплаты: пластиковой картой с помощью картридера или с помощью бесконтактного платежа.
В процессе оплаты рекламные мониторы, которыми снабжены платежные автоматы «МегаФона», демонстрируют посетителям информацию о продуктах и услугах оператора. Одна из уникальных возможностей новых аппаратов — оперативная смена интерфейса и списка поставщиков услуг в зависимости от региона.
Оригинальный яркий дизайн аппаратов разработан сотрудниками «МегаЛабс» (дочерней компании оператора).