Разработанная несколько лет назад технология интерактивного обучения получила широкое распространение в образовании. Множество школ и детских садов уже оснащены инструментами для ее применения. Один из вариантов такого оборудования — сенсорные столы. Это мультимедийные компьютерные комплексы, которые используют в образовательных, развивающих и терапевтических целях для развития практических навыков и стимуляции желания обучаться.
Содержание
Реализация Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» позволила многим учебным заведениям внедрить сенсорное оборудование в образовательный процесс. Сенсорные парты и столы используют педагоги и психологи для стимуляции осязания, зрения и слуха, логопеды для развития речи, преподаватели для освоения базовых школьных дисциплин. Они применяются также в сенсорной терапии. Кроме очевидных плюсов использование сенсорного оборудования в образовании имеет и определенные недостатки. Мы собрали список тех и других.
Преимущества и недостатки сенсорных столов
К плюсам применения интерактивных технологий в обучении можно отнести:
- Повышение вовлеченности и мотивации у учеников. С сенсорными устройствами дети занимаются охотнее, чем с бумажными носителями информации.
- Улучшение навыков совместной работы и интерактивного опыта.
- Возможность визуализировать сложные материалы и темы. Сенсорный стол позволяет оформить учебные пособия в виде анимационных роликов, интерактивных игр-квестов. Это облегчает восприятие материала и запоминание.
- Повышение доступности для учащихся с ограниченными возможностями.
- Относительно высокая стоимость приобретения и обслуживания сенсорных столов.
- Ограниченные возможности программного обеспечения и проблемы совместимости.
- Необходимость обучать преподавателей пользоваться новыми технологиями.
- Потребность в технической поддержке.
- Ограниченная долговечность и подверженность повреждениям.
- Вероятность отвлечения учеников и снижения внимания при использовании интерактивных устройств.
Сенсорный стол для детского сада или школы, как правило, изготавливается из прочных, легко чистящихся материалов, таких как пластик, дерево, металл. Сенсорные столы с экранами разных размеров (от 32 до 86 дюймов) рассчитаны на разные сценарии и пользователей. Например, для групповых занятий подойдет устройство с большим экраном, а в классах, где у каждого ученика — своя парта, будет удобнее с малоформатными дисплеями.
Интерактивные песочницы заполняются различными материалами: водой, песком, рисом и другими текстурами. Некоторые из устройств имеют встроенную подсветку, музыку и другие сенсорные функции для задействования органов чувств.
Сценарии применения сенсорных столов в образовании
Несмотря на множество недостатков, популярность сенсорного оборудования растет. Вот несколько распространенных сценариев, в которых интерактивный сенсорный стол — необходимый элемент учебного процесса.
1. Дошкольное образование: детские сенсорные столы используются в дошкольном образовании в качестве инструмента для поощрения самостоятельной исследовательской деятельности и практического обучения. Дети могут экспериментировать с различными текстурами, цветами и формами, развивая мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и способность решать задачи.
2. Сенсорная терапия: стол для сенсорных игр или интерактивные песочницы (сенсорные столы с песком) помогает психологам и педагогам проводить занятия с детьми с нарушениями тактильных функций. Обычно такая терапия предполагает выполнение определенных действий / манипулирование предметами на столе. Столы для сенсорной комнаты особенно часто встречаются в детских садах.
3. Специальное / инклюзивное образование: детские сенсорные столы часто используются при обучении детей с особенностями или ограниченными возможностями здоровья. Модули «Лупа», «Шрифт Брайля», озвучивание текста, интегрированные в интерактивные комплексы, обеспечивают доступность знаний для детей с ограничениями по зрению. Имеются технологии, позволяющие заниматься со слабослышащими детьми. Дети с аутизмом могут использовать стол с сенсорным экраном для отработки социальных навыков, а дети с церебральным параличом — для развития моторики и координации.
В частности, московские власти в 2017 году закупили 6 000 единиц оборудования для девяти реабилитационно-образовательных центров, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями по здоровью. Кроме специальной техники, адаптированной для учеников с нарушениями зрения, слуха и речи, в документации на закупку упоминались интерактивные столы и панели, сенсорные киоски и специальное ПО. Оборудование предназначенного для создания комфортной образовательной среды для 2 500 детей и 500 преподавателей.