Новая технология оплаты лицом в ближайшие два года начнет постепенно вытеснять привычные многим мобильные платежи. Такие прогнозы сделали аналитики платежных гигантов Alipay и WeChat Pay, каждый из которых насчитывает около 1 миллиарда абонентов.
Особенную популярность оплата лицом приобрела в Китае, Южной Корее и других странах, где нет законодательного запрета на сбор и хранение биометрических данных. Более 100 миллионов пользователей в Китае уже зарегистрировали свои лица в системах биометрической оплаты. В стране насчитывается несколько тысяч магазинов шаговой доступности, предложивших покупателям оплату лицом. Около 1000 из них принадлежит сети мини-маркетов Seven-Eleven. Этот способ оплаты широко используется в торговых автоматах, число которых неуклонно растет. Пассажиры метро в крупных городах получили возможность «расплачиваться лицом». Даже небольшие рестораны и бутики присматриваются к новой технологии.
Российские ритейлеры и рестораны тоже начинают тестировать оплату лицом. Пилотный проект запущен в магазинах «Магнит», технологию SelfieToPay тестирует сеть пиццерий «Папа Джонс». На весну 2021 года намечен запуск этого способа оплаты в московском метро.
Переход на оплату лицом подстегнет беспилотный ритейл
Таким образом, технологию осваивают сразу во многих отраслях. Эксперты считают, что наиболее эффективной она будет в беспилотной торговле. По их мнению широкое внедрение оборудования для распознавания лиц и распространение технологии оплаты лицом будет способствовать быстрому росту числа магазинов без продавцов. Чем это объясняется?
Большая часть населения уже пользуется мобильными платежами с помощью приложений Alipay, Wechat, Unionpay, G-Pay. Для того, чтобы перейти на оплату лицом, этим пользователям достаточно сделать селфи в приложениях. Процесс оплаты лицом проще, быстрее и удобнее, чем мобильные платежи, так как не требует контакта с платежным устройствам, аутентификации по отпечатку пальца и каких-либо других операций со смартфоном. Это и обеспечит быструю миграцию пользователей на новую систему оплаты.
Быстрое распространение магазинов без персонала — логическое продолжение массового перехода на биометрическую оплату. Большинство беспилотных торговых точек уже используют видеонаблюдение и машинное зрение, таким образом, необходимая база для внедрения оплаты лицом имеется. Система оплаты лицом еще на шаг приблизит беспилотный ритейл к совершенству: позволит собирать и анализировать маркетинговые данные, прогнозировать поведение покупателей, реализовать процесс принятия решений на основе больших данных. Алгоритмы глубокого обучения и искусственный интеллект сопоставят идентичность потребителей с их поведенческими паттернами, порекомендуют товары, которые с большой вероятностью заинтересуют покупателя. Дальнейшее развитие технологии оплаты лицом будет связано с повышением безопасности финансовых операций и совершенствованием системы распознавания лиц. Все перечисленное будет способствовать более глубокому проникновению цифровизации в отрасль.
Согласно исследованию Markets And Markets, к 2025 году оборот мирового рынка распознавания лиц достигнет $8,5 млрд, а среднегодовой темп роста составит 17.2%. В 2019 году объем рынок оценивался в $3,2 млрд. Наиболее значимые драйверы роста — видеонаблюдение для государственного сектора и интеллектуальный ритейл. К 2023 году мировой рынок интеллектуального ритейла вырастет до $38,5 млрд, а совокупный годовой темп роста составит 24,12%. Другими словами, смарт-ритейл в ближайшие годы ожидает активное развитие и хорошие перспективы.
Компания Telpo — один из разработчиков систем биометрической идентификации, стоявший у истоков индустрии и создавший первый в мире терминал распознавания лиц, продолжает развивать линейку продуктов для беспилотной торговли. Компания договорилась о сотрудничестве с Meituan, Baidu, Alipay и сосредоточилась на развитии технологий оплаты лицом, которые помогут ритейлу снизить расходы на содержание касс и кассиров, решить проблемы неработающего маркетинга, оттока клиентов, сложных микроплатежей.