Цифровой банкинг
12602Цифровой банкинг — это набор цифровых сервисов, позволяющих пользоваться банковскими услугами онлайн, без посещения офисов и контактов с банковскими клерками.
Число пользователей цифрового банкинга растет
По оценкам аналитического агентства эМаркетер в следующем году 60% жителей США перейдут на цифровые каналы получения банковских услуг. 150,7 миллионов пользователей по крайней мере раз в месяц будут совершать операции по своим банковским, карточным или брокерским счетам с помощью цифровых банковских инструментов. 52,4% всех пользователей цифрового банкинга - это люди в возрасте от 55 до 64 лет. Для клиентов старше 65 лет, этот показатель значительно ниже: лишь один из трех пользователей этого возраста собирается перейти на цифровые каналы обслуживания. Такая же тенденция характерна и для мобильного банкинга. Всего 7,5% людей старше 65 лет начнут использовать мобильные банковские приложения в следующем году. "Пожилые люди по-прежнему неохотно пользуются смартфонами, испытывают недоверие и дискомфорт в обращении современными гаджетами, особенно когда речь идет о банковских услугах, предполагающих высокую степень безопасности. Кроме того, у пожилых клиентов обычно более сложные потребности, они пользуются более широким спектром банковских продуктов и поэтому предпочитают управлять своими счетами с обычных настольных компьютеров,"- пояснил аналитик эМаркетер Николь Перрин. Люди в возрасте от 18 до 44 лет, напротив, предпочитают мобильные банковские приложения всем остальным способам взаимодействия с банком. По мнению Николя Перрина в долгосрочной перспективе, мобильные и цифровые банковские операции, вероятно, станут синонимами.Банки сворачивают филиальную сеть
Аналитическое агентство BI Intelligence сообщает, что британские банки продолжают быстрыми темпами сворачивать сеть отделений, объясняя такие действия изменением предпочтений клиентов в пользу цифрового банкинга. По данным HSBC число визитов в банковские офисы снизилось на 40%. 93% клиентов контактируют с банком с помощью телефонных звонков, онлайн-банка или мобильных приложений. Аналогичную статистику приводит и Lloyds. В следующем году банк планирует ускорить сокращение филиальной сети. За 2016 год HSBC закрыл 27% отделений, Lloyds - 14%, The Co-operative Bank - 53%. Британская банковская ассоциация (BBA) выяснила, что люди все чаще обращаются к цифровым каналам: число загрузок банковских приложений выросло на 25%, а количество обращений в банк через них - на 50%. В уходящем году онлайн-банкингом пользовались 56% взрослого населения Великобритании. Однако, массовое закрытие банковских отделений в некоторых областях страны грозит потерей клиентов. Поскольку более 20 миллионов жителей сельских районов все еще не имеют возможности пользоваться цифровым или мобильным банкингом из-за плохой связи или отсутствия навыков работы с современными мобильными устройствами. Опрос, проведенный консалтинговой компанией Bain показал, что около 40% клиентов закрывшихся филиалов перешли на обслуживание в другие банки."Цифровая дезинтеграция банковской розницы"
Отчет "Цифровая дезинтеграция банковской розницы", подготовленный BI Intelligence по результатам исследования, описывает текущую ситуацию в отрасли и основные тенденции 2017 года:- Банковские отделения уходят в прошлое. Улучшение онлайн-инструментов взаимодействия с банком, снижение числа визитов в банковские отделения и рост стоимости транзакции в них приведут к массовому свертыванию банковской филиальной сети.
- Банки, медленно реагирующие на изменение ситуации, будут терять клиентов. Потребители все чаще предпочитают традиционному банковскому обслуживанию цифровые услуги, предлагаемые финтех-компаниями, которым банки уступают в брендинге и кросс-продажах. Это разрушает взаимоотношения банка с клиентами. Многим банкам требуется дальнейшая коммодитизация продуктов и услуг.
- Терминалы самообслуживания и банкоматы ожидает такая же судьба, как в свое время телефонные кабины. Благодаря относительно низкими эксплуатационными расходам и популярности у клиентов эти устройства станут хорошей заменой банковским отделениям. Но постепенное снижение числа операций с наличными и чеками сделает ATM необязательными, что в конечном счете приведет к их сокращению.
- Смартфон станет основным каналом банковского обслуживания. Как устройство повседневного пользования, всюду "сопровождающее" своего владельца, смартфон позволяет собрать гораздо больше информации о клиентах, чем традиционные банковские консультанты. Собранные пользовательские данные в дальнейшем используются для выяснения предпочтений клиента и формирования на их основе предложений. Таким образом, удержать и привлечь клиентов смогут те банки, которые оптимизируют свои услуги под смартфон.
- Постепенное вытеснение банковских карт бесконтактными расчетами с помощью смартфонов;
- Повышение внимания к клиентской аналитике;
- Внедрение биометрической аутентификации клиентов.
Минфин и банки начали войну с наличностью
Сегодня чиновники и банкиры обсудили три возможных этапа развития российской платежной системы и объявили войну наличности. Встреча проходила в рамках Межведомственного совета по подготовке предложений по разработке мер, направленных на оптимизацию платежного оборота. На ней Денис Бугров, старший вице-президент Сбербанка, отметил, что России потребуется более пяти лет, чтобы достичь уровня еврозоны 2010 года по количеству операций по оплате товаров и услуг на одну карту.
В целом обеспеченность жителей России банковскими картами медленно приближается к уровню еврозоны, однако около 60% всех трансакций по картам в нашей стране по-прежнему приходится на получение наличных. По данным Центробанка, доля операций с наличными в общем объеме платежей в России сократилась в 2011 году до 81%. Для сравнения, в 2010 году этот показатель был на уровне 86%. «Грубо говоря, сейчас около 20% платежей осуществляется безналичным путем. Идет тенденция на снижение оплаты услуг наличными деньгами», — отмечает начальник управления розничных платежей департамента регулирования расчетов ЦБ РФ Вадим Кузнецов.
Что предложила рабочая группа
Рабочая группа Межведомственного совета предложила реализовывать стратегию по совершенствованию российской платежной системы в три этапа. Первым из них должна стать так называемая война с наличностью. Она включает в себя разработку легко реализуемых краткосрочных мер, которые могут оказать значительно влияние на экономические показатели, стимулируя активность и личную заинтересованность всех игроков этого рынка за счет сосредоточения усилий. Предлагается сократить объемы выплат наличными. Для этого необходимо обязать все бюджетные организации и предприятия использовать банковские счета и карты как при перечислении зарплаты, так и при выплате пенсий и социальных пособий.
Также предлагается обязать торгово-сервисные предприятия определенного типа принимать банковские карты. Правда, за это подобным предприятиям положены льготы — обсуждалась дифференциация НДС для торгово-сервисных предприятий, например, на 5 процентных пунктов. По мнению участников рабочей группы, повысить привлекательность безналичной формы оплаты для этого вида предприятий также поможет ужесточение стандартов транспортировки и хранения наличных средств для торгово-сервисных предприятий и инкассаторских компаний.
Вторым этапом совершенствования платежной системы России должно стать повышение эффективности системы самих платежей. Для этого предлагается модернизировать национальную инфраструктуру. Модернизация должна включать в себя развитие рынка услуг автоматизированной клиринговой палаты для охвата операций с небольшими суммами — это позволит расширить масштабы рынка электронных платежей за счет более гибких условий, чем у существующих платежных систем, — а также создание национального лидера по проведению платежей.
Третий этап — переход к электронным технологиям. Приоритетными направлениями здесь называются внедрение технологии электронного выставления и оплаты счетов, а также разработку альтернативных инновационных технологий для дальнейшего развития электронных платежных операций.
Кто инициировал борьбу с наличностью
Еще летом в «Гознаке» выражали мнение, что «война с наличностью» в ближайшее время невозможна. В частности, Аркадий Трачук, директор ФГУП «Госзнак», говорил, что количество наличности в России в ближайшие годы заметно сократится, однако для того, чтобы рынок начал отказываться от наличности в пользу электронных платежей, необходимо сделать их удобнее и дешевле, что вряд ли возможно в ближайшее время.
Герман Греф, глава Сбербанка, также призывал в прошлом году премьер-министра России Владимира Путина объявить наличности войну. Его предложение переводить большую часть пенсий и зарплат на банковские карты, чтобы сократить слишком высокую доходность наличности в денежной массе как раз нашло отголосок у рабочей группы Межведомственного совета на сегодняшнем заседании.
Межведомственный совет был создан в начале ноября 2011 года при Минфине России «в целях подготовки предложений по разработке мер, направленных на оптимизацию платежного оборота на территории Российской Федерации, увеличение доли безналичных платежей и использование безналичных расчетов в Российской Федерации». В Совет входят около 40 чиновников, банковских и иных деятелей. Среди них — заместитель министра финансов России Алексей Саватюгин, старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров, член правления ВТБ24 Георгий Горшков, председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов и многие другие.
До цифрового банкинга рукой подать
Администрация Президента России подготовила поручение для Минкомсвязи, Минэкономразвития и Минфина до конца лета разобраться, что необходимо предпринять и что нужно поменять в законе «О персональных данных», чтобы разрешить обмен данными пользователей между операторами связи и финансовыми организациями. Это позволит сделать самый важный шаг для внедрения «буксующей» в нашей стране услуге цифрового банкинга (управление банковским счетом через смартфоны и ПК).
Внимание президента России к этому вопросу привлекли бизнесмены. Это и владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков и совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман, который в свое время рассказывал главе государства о проекте использования данных об абонентах для выпуска банковских карт.
«Обмен данными между банковскими структурами и сотовыми операторами нужен, чтобы людям было удобнее платить за различные услуги, а банкам было дешевле такой сервис им предоставлять», - считают представители бизнес сообщества.
В принципе у самих сотовых операторов и банков все готово для технической реализации процесса мобильного банкинга, но не хватает завершающего самого главного шага – внесение изменений в законодательную базу, однако, можно надеяться, что благодаря вниманию Президента России этот вопрос все-таки будет улажен.
На это надеются и в самих компаниях, работающих на рынке платежей. «Безусловно, поддержка Президентом России инициативы по изменению закона «О персональных данных» делает возможным динамичное развитие электронных платежей», считают в компании QIWI. В пресс-службе QIWI нам сообщили, что “в случае, если Минкомсвязь, Минэкономразвития и Минфин разрешат операторам сотовой связи и банкам обмениваться пользовательскими данными, российский рынок получит удобный и экономичный продукт – цифровой банкинг».
«Будем надеяться, что уполномоченные организации выдержат установленные Президентом России сроки и вынесут свой вердикт до конца лета. Оценить сроки, необходимые для реализации этого проекта пока сложно. Однако, при условии, что операторы сотовой связи уже заявляют о своей технической готовности к реализации этого проекта, можно рассчитывать, что до конца года он будет реализован.
В прошлом году по данным Всемирного банка по защите прав потребителей финансовых услуг только 40% россиян имело доступ к финансовым услугам. Внедрение цифрового банкинга позволит увеличить этот показатель» - резюмировали в компании QIWI.