QIWI запускает сеть платежных терминалов в США


03.04.2012

Завоевав 40% российского рынка электронных платежей, группа QIWI начинает экспансию в США. О том, что компания уже занимается оформлением необходимых разрешительных документов для работы в Америке, подбором персонала и поиском агентов, «Маркеру» рассказал президент группы Андрей Романенко. В этом году около 100 платежных терминалов QIWI начнут работать на территории США, а для достижения бизнесом достаточного большого масштаба компании потребуется три года.

Как QIWI будет работать в США

По словам Романенко, рынок платежей в США очень благоприятствует успешному развитию бизнеса QIWI. «Это наш рынок», —сказал он. Дело в том, что потенциал этого рынка в Соединенных Штатах примерно в четыре раза превосходит по объему российский рынок, то есть на сегодня объем электронных платежей в США может составлять до $120 млрд в год. В то же время сейчас на этом рынке широко применяются устаревшие методы оплаты услуг ? например, скретч-карты. Более того, оказалось, что большое количество американцев не имеют счетов в банке. Поэтому для этой страны использование терминалов для оплаты услуг наличными средствами является актуальным сервисом. Кроме того, востребованным будет и сервис электронных денег «QIWI Кошелек», тем более что пополнять его можно наличными через те же терминалы.

Как отмечает Андрей Романенко, сейчас QIWI занимается в США оформлением необходимых разрешительных документов, подбором персонала, заключением договоров с поставщиками услуг на участие в платежной системе. В работе терминальной сети в Штатах будет использоваться та же агентская схема, что и России. В соответствие с ней QIWI отвечает за разработку и установку программного обеспечения в терминалах, организацию процессинга платежей, поиск и заключение соглашений с поставщиками, чьи товары и услуги можно оплачивать через платежную систему QIWI. Текущая работа по эксплуатации терминалов, включая их техническое обслуживание, поиск и аренду мест для установки, инкассацию денег, ложится на агентов, работающих по договорам с QIWI. На первом этапе работы QIWI планирует запустить в США около 100 платежных терминалов, а для достижения бизнесом достаточного большого масштаба потребует до трех лет.

Будут ли терминалы QIWI в Западной Европе

За переделами России и СНГ электронные платежи с помощью терминалов до сих пор не очень распространены. Сейчас у QIWI за рубежом около 50 тыс& терминалов. Но этого мало ? по оценке Романенко, в 21 стране присутствия должно быть 1–1,5 млн платежных терминалов. По мнению президента QIWI для этого нужно время, чтобы набрать некую критическую массу бизнеса ? например, в городе-миллионнике должно быть не менее 1 тыс. терминалов, чтобы потребитель заметил платежную сеть и стал постоянно ею пользоваться. После трех лет развития терминального бизнеса QIWI за пределами России среди зарубежных стран присутствия компании лидируют страны СНГ, в частности, Казахстан. В этой стране у QIWI более 25 тыс терминалов, оборот более $1 млрд и доля рынка более 50%. Хороший бизнес на Украине. Активно развиваются терминальные сети в Латинской Америке ? в Бразилии, Чили, Перу и Аргентине, а также в ЮАР и Индии.

Что касается стран Евросоюза, то, как заявил Романенко, здесь QIWI не планирует широко развивать терминальный бизнес, кроме нескольких стран, где он у компании уже есть ? это Латвия, Румыния, Сербия. В странах Евросоюза большая доля абонентов пользуется постпейдной системой оплаты услуг связи, при которой они платят по счету за фактически оказанные услуги. Оплата в основном проводится через банковские счета, поэтому объемы оплаты наличными невелики. Кроме того, очень маленькие комиссионные начисляются платежным агентам операторами сотовой связи: 2–4%, тогда как, например, в Латинской Америки операторская комиссия составляет 10–15%. Никакая сеть не может работать с комиссией менее 5%, если это ее основной бизнес, считает Романенко.

Как сделать «Кошелек» глобальным

Тем не менее, в странах Евросоюза, как и в других странах мира, QIWI планирует работать в сегменте электронных денег, представленном в компании сервисом «QIWI Кошелек». В некоторых странах этот сервис будет развиваться параллельно с бизнесом платежных терминалов, в других ? самостоятельно, без создания терминальных сетей. Например, в Индии, где подавляющее большинство населения не имеет счетов в банках, без терминалов развивать «QIWI Кошелек» сложно. Поэтому в Индии спустя полтора года работы действуют около 1,5 тыс. терминалов компании, и она намерена развивать эту сеть и далее.

В целом основная задача QIWI в этом сегменте ? сделать «QIWI Кошелек» международной компанией с доступом к ее услугам по всему миру. Сейчас «QIWI Кошелек» доступен пользователям в 17 странах. Чтобы им могли пользоваться и в дргуих страна мира, необходимо обеспечить несколько условий. Во-первых, нужно организовать возможность использования сотового телефона, зарегистрированного в конкретной стране, для идентификации пользователя «QIWI Кошелька» - это обязательное условие регистрации пользователя. Кроме того, нужно создать возможность внесения в кошелек национальной валюты той страны, где живет пользователь. Сейчас в «QIWI Кошелек» можно вносить российский рубль и национальные валюты большинства стран СНГ. Возможности внесения в «Кошелек» доллара США или евро пока нет. Кроме того, чтобы «QIWI Кошелек» заработал полноценно в какой-либо стране, нужно, чтобы к платежной системе QIWI присоединидлось достаточное количество поставщиков товаров и услуг на местном рынке.

Как говорит Романенко, в тех странах, где QIWI выходит на рынок только с «QIWI Кошельком», без развертывания терминальных сетей, представительства компании будут небольшими, состоящими из двух-трех человек. Он не раскрыл ближайших планов компании относительно того, в каких именно странах предполагается начать работу, сообщив лишь, что QIWI будет приходить в одну-две страны ежегодно.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru