В 2011 оборот терминалов самообслуживания в Украине вырос вдвое


15.02.2012

Банкиры постепенно приучают клиентов совершать платежи через терминалы самообслуживания — в прошлом году их было установлено почти 20 тыс. шт. Учреждения активно переводят на эти устройства оплату кредитов и пополнение депозитов, тогда как банковским агентам остается довольствоваться небольшими платежами за мобильную связь, интернет и услуги ЖКХ. В то же время владельцы сетей платежных терминалов отмечают, что низкая маржа прибыльности и высокая конкуренция с банками сдерживают развитие этого рынка.

Украинцы стали активнее использовать уличные таксоматы, позволяющие избежать необходимости стоять в очереди в кассу банка для осуществления платежей. Объем средств, перечисленных через программно-технические комплексы самообслуживания (ПТКС), в 2011 году вырос более чем вдвое — на 24,66 млрд грн, до 46,38 млрд грн, сообщили в пятницу в Национальном банке.

Этому способствовало увеличение количества таксоматов на 19,9 тыс. — до 92,4 тыс. шт. (+28%). Самым существенным сегментом остались банковские терминалы самообслуживания, через которые было проведено платежей на 42,82 млрд грн. Занять 92,3% рынка кредитным учреждениям удалось за счет того, что они переориентировали на ПТКС как погашение кредитов клиентов, так и пополнение их депозитных счетов. Из установленных банками в минувшем году 4,2 тыс. новых таксоматов (общее количество выросло до 39,8 тыс.), половину прироста — 2,2 тыс. (до 4 тыс.) — обеспечил ПриватБанк. "Нам нужно много терминалов, чтобы зарабатывать. И хотя пользователи не платят никаких комиссий, мы получаем ее с операторов",— рассказал "Ъ" руководитель Центра электронного бизнеса ПриватБанка Александр Витязь.

Ситуация с агентскими ПТКС не столь радужная. В Нацбанке утверждают, что в прошлом году их количество выросло на 7,6 тыс. — до 43,2 тыс. Однако объемы средств, которые они обслуживают, в 20 раз меньше, чем у банков — за прошлый год через них прошло 1,9 млрд грн (+12%). Небольшой прирост — всего 199 млн грн — объясняется тем, что через агентские терминалы население в основном проводит небольшие платежи (за телефонную связь, телевидение, интернет, ЖКХ, другие услуги).

Однако участники рынка сомневаются в объективности этих данных. "Несколько банков чаще всего работают с одним и тем же ПТКС, и каждый считает его своим, агентским. Поэтому на самом деле агентских терминалов значительно меньше. По нашим подсчетам около 10-12 тыс. шт. (а не 43,2 тыс.—"Ъ"),— отмечает исполнительный директор компании "ОСМП Украина" (ТМ QIWI) Андрей Рудык.— Сейчас мы не наблюдаем глобальной конкуренции ни со стороны платежей в интернете, ни со стороны продавцов скретч-карт. База агентских ПТКС не растет два года". Еще 9,3 тыс. терминалов пришлось на небанковские учреждения, которые смогли привлечь клиентские платежи на 1,6 млрд грн.

Игрокам, работающим по агентским соглашениям, сложно конкурировать с банками, поэтому они вынуждены взимать плату с клиентов. "Мы работаем в условиях неравной конкуренции, потому что банковские терминалы работают без комиссии. А мы должны ставить какую-то маржу, чтобы на чем-то зарабатывать",— сетует директор системы "24nonStop"Андрей Степаненко. Снижение доходности этих операций сдерживает установку новых агентских терминалов. "В 2010 году мобильные операторы отменили внутреннюю комиссию, и доход агента сейчас состоит только из комиссии плательщика. Если бы этого не произошло, можно было бы удвоить рынок ПТКС. Кроме того, Нацбанк убрал субагентскую схему (запрещен прием платежей с 2010 года.—"Ъ"), что тоже не вселяет оптимизма в участников рынка",— говорит Андрей Рудык.

Елена Губарь
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru