Visa и MasterCard хотят продавать рекламным агентствам историю покупок клиентов


26.10.2011

Visa и MasterCard хотят продавать рекламным агентствам историю покупок клиентов. Компании обещают позаботиться о приватности. Но участники рынка не понимают, как повысить адресность рекламы, не нарушив закон о персональных данных.

Крупнейшие платежные системы Visa Inc. и MasterCard Inc. собираются продавать рекламным агентствам данные о покупках, которые делают держатели карт, сообщает газета The Wall Street Journal. Используя эти данные, производители и продавцы рекламы смогут показывать пользователю рекламу, соответствующую его потребительским предпочтениям.

Реализация этой идеи призвана многократно повысить эффективность целевой рекламы в интернете.

Сейчас рекламные агентства опираются на поисковые запросы пользователя, которые нередко не совпадают с его предпочтениями в реальной жизни.
«Данных много, но нет тех, которые получены на основе покупок, которые делает человек. Это более точный механизм таргетирования», — говорила руководитель группы медиарешений MasterCard Advisors Сьюзан Гроссман.

По данным WSJ, сейчас Visa и Mastercard прорабатывают варианты создания единой базы покупок своих клиентов, которая и будет предлагаться рекламным агентствам. Как рассказал изданию источник, знакомый с планами компаний, система будет действовать следующим образом: клиенту, который расплатился картой, например, в сети фастфуда, будет предложена реклама средства для похудания. При этом технология позволит узнать, покупал ли клиент такой товар раньше. «Рекламодателю такие данные, безусловно, могут быть полезны, — говорит исполнительный директор компании «Бегун» Борис Омельницкий. — Они повышают лояльность пользователей и результативность рекламных коммуникаций».

По данным The Wall Street Journal, в начале текущего года MasterCard вела переговоры с рекламными компаниями на предмет создания четко таргетированной рекламы в интернете.

Visa в апреле текущего года ходатайствовала об оформлении патента на использование технологии, которая позволит создавать профили, собирающие различные данные о держателе карты: не только о покупках, но и данные из социальных сетей, кредитных бюро, наиболее частых запросах поиска в интернете и страховых случаях.

В компании Visa получить оперативный комментарий не удалось. В MasterCard утверждают, что отложили свои планы из-за действующих ограничений на использование данных о клиентах, пишет WSJ. Неясно, где и как показывать рекламу конкретному человеку, если он не давал согласия на получение рекламных сообщений по почте или в СМС-формате. В MasterCard обещают уделить особое внимание сохранению приватности — компания не собирается раскрывать имя и адрес держателя карты.

В России защита персональных данных обеспечивается законом № 152 «О персональных данных», который предписывает хранить информацию о клиентах и запрещает передавать ее третьим лицам без их согласия. «Платежная система может использовать данные только тех держателей карт, которые дали соответствующее согласие при заключении договора о выпуске карты с банком, — говорит начальник управления пластиковых карт банка «Абсолют» Елена Новикова. — Если клиент такого согласия не давал, использование информации будет неправомерным».

Впрочем, юристы полагают, что пункт, который разрешает использование персональных данных, легко может появиться в договорах с клиентами.

— Безусловно, в договорах может появиться пункт о согласии на подобную рекламу, — считает старший юрист «Лигерион Групп» Наталья Кулакова. — Более того, по нашим сведениям, положения такого рода уже начинают использоваться в банковском ритейле. Тем не менее, на наш взгляд, пока прописываются они недостаточно удачно. Банки стараются сделать положения доступными обычному пользователю, но для целей защиты его прав и интересов этого зачастую недостаточно.

Юрист пояснила, что положения договора о персональных данных, как показывает практика, прописаны слабо. При этом такие положения страдают традиционным «заболеванием», присущим соглашениям о неразглашении (non-disclosure agreement), которые считаются в большинстве случаев неработающими, так как доказать, где именно была допущена утечка информации, невозможно.

Сейчас в скандал, связанный с обработкой персональных данных, оказалась замешана социальная сеть Facebook. Ресурс обвиняют в создании профайлов незарегистрированных пользователей и хранении информации, которая была давно удалена пользователями. В России была утечка данных о клиентах сотового оператора «Мегафон»: в поисковике «Яндекс» были обнаружены СМС абонентов «Мегафона». Позже в публичном доступе оказалась информация о билетах, заказанных на сайте RailWayTicket.ru и Tutu.ru, включая фамилию, имя, отчество пассажира, последние цифры паспорта, пункт отправления и назначения, даты поездки, номер поезда и номер места в вагоне. Летом в открытом доступе в поисковиках «Яндекс», Google и Mail.Ru оказались и персональные данные граждан, которые были пользователями различных интернет-магазинов. Так, отправив поисковый запрос «site: «название ресурса» статус заказа получатель», можно было найти сохраненные копии страниц заказов в секс-шопах с указанием имен и фамилий, почтовых адресов, адресов электронной почты, мобильных телефонов.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru