Платежный сервис QIWI озвучил на RIW-2011 основные тренды отрасли электронных платежей


26.10.2011

На прошлой неделе в Москве завершилась четвертая ежегодная Неделя российского Интернета (Russian Internet Week, RIW–2011), которую посетило около 15 тыс. человек. Для руководства платежного сервиса QIWI это стало хорошим поводом поделиться с собравшимися достигнутыми в 2011 году результатами, подвести первые итоги выхода в офлайн в Санкт-Петербурге (сеть Kill Fish) и поговорить об отраслевых трендах.
 
На конференции были озвучены последние результаты исследования российской интернет-аудитории. Так, по словам директора проекта «Мир интернета» фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Павла Лебедева ежемесячная аудитория рунета достигла отметки в 60 млн человек, чуть более трети из них заходят в сеть с мобильных устройств, а 4 из 10 пользователей живут в небольших городах и селах. По данным ФОМ, около 67 % пользователей пользуются интернетом ежедневно, а среди мобильных пользователей этот процент ниже — лишь 39 %. В абсолютных цифрах это 43 и 10,6 млн человек, соответственно. Больше всего интернет-пользователей в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге. В совокупности на эти регионы приходится боле 12 млн человек, постоянно выходящих в Интернет. Что касается рынка электронной торговли в Рунете, то его консолидированный объем по предварительным итогам 2011 году составит более 360 млрд рублей, а 63 % всех покупок приходится на жителей Москвы и области, а также городов-миллиоников, сообщила представитель компании «РБК.research» Инга Микаэлян. Более всего в интернете по-прежнему продают компьютеры и цифровую технику (17,3 %), а также авиа- и ЖД-билеты (12,7 %). Более 70 % покупателей все еще предпочитают оплачивать покупки наличными, а средний чек в онлайн-магазинах составляет 3,3 тыс. рублей. Также был развеян миф о том, что покупатели выбирают в «настоящих» магазинах, а покупают в онлайне — такой практики придерживается лишь 28 % покупателей, а подавляющее большинство и выбирает, и покупает сразу в интернет-магазинах.

В рамках своей секции, один из лидеров российской электронной коммерции – компания QIWI также поделилась с собравшимися результатами операционной деятельности в III квартале 2011 года. Об этом рассказал генеральный директор QIWI Кошелька Андрей Попков. По его словам, каждый год компания выходит на новый уровень работы: если в 2006 году она вышла на рынок, в 2008 году QIWI Кошелька появился в терминалах, в 2010 году запустил полноценные электронные деньги, а в 2011 году QIWI Кошелек стал универсальным способом оплаты по всему миру. Так в 2011 году компанией был введен геосервис, переводы в Кошельке за 0 % и пополнение за 0 % в «Связном», выход в Казахстан, QIWI Кошелек для Apple iPad и Windows Phone 7, соглашение с MasterCard MoneySend, «Аэрофлот» в Кошельке и выход QIWI Кошелек в off-line. Число платежных терминалов QIWI составило 120 тыс. единиц (аудитория 80 млн человек), при этом, количество транзакций достигло 2,8 млрд при среднем размере платежа в 118 рублей. Что касается непосредственно QIWI Кошелька, то число его активных пользователей превысило 7,5 млн человек, зарегистрированных – 44 млн человек. При этом, количество совершенных ими транзакций составило 70 млн, а средний размер платежа составил 780 рублей (рост на 223 %). Финансовый оборот трех первых кварталов 2011 года составил 43 млрд. рублей, рост по сравнению с тем же периодом 2010 года – 160 %. Самый высокий рост в третьем квартале по сравнению со вторым кварталом 2011 года показали денежные переводы за рубеж (89,2 %) и по стране (47,6 %), погашение кредитов (31,8 %) и покупки в интернет-магазинах (23,6 %). При этом, число активных мерчантов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 210 %. Владельцы QIWI Кошельков активно используют виртуальные карты, переводят друг другу средства без комиссии, оплачивают авиабилеты, софт и мобильную связь, пополняют Кошельки банковскими картами и средствами с лицевых счетов мобильных операторов.

Операционные показатели QIWI в III кв. 2011 года

Кроме оглашения результатов операционной деятельности руководство QIWI ознакомило аудиторию и с наиболее характерными отраслевыми трендами. Так, по словам председателя совета директоров QIWI Бориса Кима, основным трендом на рынке является постепенное превращение узкоспециализированных платежных сервисов в универсальные экосистемы, где все виду услуг были бы встроены в большой и удобный блок. Это сейчас происходит не только на рынке платежных систем, а везде – характерным примером служит экосистема Apple. И если iPhone мог проигрывать некоторым конкурентам по «железу», то уже в составе мощной экосистемы Apple, ему равных не было. Такая платежная экосистема должна включать в себя источники/пополнение, платежи/переводы, малое кредитование/программы лояльности, информацию/бюджетирование, поддержку, социальные сервисы, интерфейсы. «Конечно, здесь должен быть и некоторый предел в расширении такой экосистемы – платежная система должна понимать, кто она – магазин, производитель товаров или все же платежная система. Другое дело, что сейчас уже невозможно замыкаться в рамках одной единственной маленькой услуги. К примеру, только эмиссия электронных денег не является устойчивой платформой для роста и часто ставит вопрос о поглощении такой компании другой, выстраивающей более вертикально-интегрированную цепочку. Такая система должна смотреть в мир с позиции поиска средств, направлений их использования, а также хорошего взаимодействия с конечным клиентов в плане множества различных интерфейсов доступа. Ведь совсем недавно единственной точкой доступа электронных систем был web-портал, - специальных приложений для мобильных или социальных сетей просто еще не было. В этом плане Yаndex Money и QIWI Кошелек чуть было не повторили судьбу банков, которые построили свои отделения и ждут приходящих туда клиентов. Но клиенты туда уже не придут – потому что все эти услуги они могут получить в других местах» - отметил Борис Ким.


Показатели рынка электронной коммерции.

Кроме того, г-н Ким уверен, что современная вертикально-интегрированная платежная система должна заниматься и мелким кредитованием клиентов в форме овердрафта, когда постоянным клиентам предоставляется небольшие суммы в долг на короткие сроки (к примеру, занять 100 рублей на телефон до завтра и т.д.), - наподобие услуг Pay Pal Bill Me Later или Facebook Credits Pay Later и т.д. То есть необходимо вообще развивать программы лояльности пользователей, при этом двигаясь в сторону онлайн-бюджетирования и единой точки доступа к информации о виртуальных деньгах разных систем (Personal Financial Management). При этом, платежным системам в тяжелое кредитование и производство контента идти не надо, - нужно оставаться платежной системой, но в ее рамках строить вертикально-интегрированную систему. «При этом, на этому пути нам еще многое предстоит сделать. К примеру, мелкое потребительское кредитование мы сейчас запускаем совместно с World of Tanks, - получится или нет, это другой вопрос, но процесс уже начался. При этом Personal Financial Management у нас вообще находится в зачаточной стадии, но в целом, более-менее понятно, в каком направлении развиваться. И это понимает не только Qiwi – в этом же направлении двигаются и Yandex с WebMoney» - убежден председатель совета директоров QIWI Борис Ким.

Еще одной тенденцией является желание онлайновых платежных систем выйти на рынок оффлайновых продаж. Перспективы выхода платежных систем в офф-лайн вызваны тем, что если рынок цифровых товаров, услуг и контента оценивается в $100 млрд, а рынок физических товаров с 20-ти % долей безналичных расчетов в $300 млрд, то объем офф-лайнового рынка во всем мире оценивается в $16 трлн, а доля безналичных расчетов здесь составляет всего 5 %. Этому способствуют как рыночные тренды так и следующие обстоятельства: рост уровня проникновения интернет-доступа, низкая плотность населения, развитие платежных технологий и логистика, изменений структуры спроса (виртуализация жизни, индивидуализация спроса), изменение портрета потребителя (дети, «новые старые», «новые варвары»). Кроме того, при этом, среднее проникновение сотовой связи оценивается в 80 %, а банковских услуг – всего лишь в 5 %. Именно в этой диспропорции лежит причина грядущей популярности мобильных платежей и различных мобильных платежных технологий (NFC, мобильный банкинг и т.д.). QIWI в этом направлении уже ведет активную работу: только за последний год появились приложения Qiwi-кошелька для устройств под управлением ОС Android, Windows Phone 7, а также BlackBerry PlayBook и Apple iPad.

 

Динамика роста наиболее популярных сервисов QIWI в III кв. 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

«Что касается QIWI, то мы запустили пробный проект в Санкт-Петербурге с сетью ресторанов Kill Fish, где за заказ можно расплатиться с помощью QIWI Кошелька с доступом к нему посредством USSD-запроса с мобильного телефона. Что касается NFC, то это направление в России пока еще крайне не развито и делать ставку на него пока рано, хотя технология, конечно, довольно удобная. Пока большинство проектов в этой области лишь пилотные, но об этом тренде уже с уверенностью можно говорить» - рассказал Борис Ким.

Напомним, что 30 августа 2011 года QIWI запустила в Санкт-Петербурге совместно с популярной сетью баров KillFish Discount Bar новый сервис, позволяющий с помощью QIWI Кошелька оплачивать любой вид покупок в реальном мире. За первую неделю действия акции, сервисом воспользовалось 974 клиента (1,79 % целевой аудитории). При этом, на 2500 платежных терминалах QIWI в Санкт-Петербурге было осуществлено 1,282 млн показов при 54 тыс. кликах. Чтобы оплатить счет в любом из баров сети KILLFISH с помощью QIWI Кошелька, нужно сообщить официанту, что оплата будет происходить со счета QIWI Кошелька и назвать номер своего мобильного телефона. После этого нужно будет подтвердить списание требуемой суммы с помощью USSD-запроса мобильного телефона.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru