Операторам электронных денег грозит вымирание


20.10.2011

Сегодня рынок электронных денег очень активно развивается. С 2009 года обороты данного сегмента удваиваются с каждым годом, а по итогам 2011 года они могут превысить 140 млрд рублей. На данный момент тройка лидеров - Qiwi Кошелек, Web-Money, Яндекс.Деньги - и компании, связанные с мобильной коммерцией, контролируют более 90% рынка. Тем не менее ситуация в скором времени может кардинально измениться.

Рынок электронных денег активно развивается в последние годы, а его обороты удваиваются каждый год на протяжении трех последних лет. Более того, ЦБ проявил инициативу в вопросе регулирования операторов электронных денег, и теперь им предстоит получать лицензию на выполнения подобных операций.

Несмотря на то, что, по заявлению регулятора, нормативы лицензии будут создаваться под действующих игроков рынка, а получение лицензии не будет обременительным для его участников, затраты на получение разрешительных документов, а также на привидение действующего бизнеса компании к нормативам регулятора потребуются. Для многих компаний из оставшихся 10% рынка бизнес может стать нерентабельным из-за перечисленных нововведений.

Более того, о своем желании выйти на рынок электронных денег заявили Сбербанк, Альфа-банк, Росбанк и Промсвязьбанк, что может серьезно ослабить позиции нынешних игроков рынка, поскольку у банков больше возможностей. Также использование полного пакета услуг в рамках одной компании (крупного банка) может быть гораздо удобнее с точки зрения потребителя, а это еще одно конкурентное преимущество.

Сбербанк при этом рассматривает предложение о покупке готового бизнеса компании Яндекс.Деньги, в то время как остальные банки планируют развитие своих собственных проектов. Это, на мой взгляд, может радикально изменить распределение долей между игроками рынка электронных денег.

Общий объем рынка электронных платежных систем на текущий момент в РФ составляет п римерно 1,6 трлн рублей, то есть рынок электронных денег занимает немногим более 8% в данном объеме. Таким образом, путем развития услуг интернет-банкинга и мобильного банкинга, а также добавления дополнительных функций в банкоматы, банки могут потеснить основных игроков рынка электронных денег. Более того, с развитием банковских услуг в России, скорее всего, электронный кошелек заменят банковская пластиковая карта и счет в банке, с помощью которых клиент сможет оплатить покупки через Интернет, а также заплатить за телефон, интернет и услуги ЖКХ. Для клиента, на мой взгляд, гораздо более удобным будет использование всего спектра необходимых ему услуг в рамках одной компании, и в данном случае ей будет являться банк.

Основным для операторов электронных денег является комиссионный доход от проведенных операций. Для банков же сегмент электронных денег будет дополнительным и сможет приносить всего лишь около 4% чистой прибыли при текущей рыночной ситуации.

При этом банки смогут снизить до минимальных значений, а во многих случаях и вовсе убрать комиссии за осуществление электронных операций, создав тем самым такие условия, при которых нынешние операторы электронных денег попросту не смогут конкурировать, так что им грозит исчезновение как виду.

Тем не менее в ближайшем будущем основной задачей выхода на данный рынок будет расширение клиентской базы и повышение лояльности существующих клиентов. Например, при покупке Сбербанком бизнеса компании Яндекс.Деньги госбанк сможет увеличить свою клиентскую базу примерно на 8,5%, а это сделает чистую прибыль банка приблизительно на 6% выше, причем целевая цена по мультипликатору P/E вырастет до 102,3 рубля.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru