Как группа QIWI поточным методом выращивает идеи внутри компании


21.07.2011

QIWI, Андрей РоманенкоОдна из последних идей Андрея Романенко — авторизация в системе Qiwi Кошелек с аккаунтом в соцсетях.

Получив по Skype или по почте видеоролик от президента группы QIWI Андрея Романенко, его подчиненные уже не удивляются. «Так проще фиксировать идеи: увидел что-то — снял, мысли наговорил, и ничего писать не надо. Все в компании тоже взяли на вооружение», — говорит Романенко.

Одна из последних его идей для развития бизнеса крупнейшей в мире компании по приему моментальных платежей — авторизация в системе QIWI Кошелек с аккаунтов в соцсетях, что позволяет подтянуть туда друзей с соцсети и обмениваться с ними электронными деньгами. В мае с подачи одного из сотрудников QIWI запустила новую схему перевода денег между пользователями для владельцев айфонов — для перевода достаточно стукнуть два гаджета друг об друга (технология Bump) и подтвердить согласие на транзакцию.

Целенаправленная работа с идеями, которые могут быть полезны для компании, началась, когда Романенко заметил, что поступает слишком много предложений от сотрудников (1500 человек), поставщиков услуг (2500 в России, 1500 за рубежом), агентов, которые устанавливают терминалы (более 300 000 точек по всему миру). «Это все можно назвать экосистемой QIWI. Компания известная, большая, $12 млрд оборота. Поэтому к нам приходит много людей, предлагая разные проекты внутри QIWI, около QIWI или за деньги», — говорит Романенко.


Выходят на любого сотрудника, к кому нашли доступ. Десятки идей приходят ему в личную почту — если идея зажгла, Романенко может назначить встречу или состыковать с ключевыми по данному направлению сотрудниками (если идея хороша, но не вписывается в бизнес QIWI, Романенко отправляет ее в фонд AddVenture или выступает частным инвестором).

В какой-то момент поток предложений стал настолько велик, что Романенко решил создать в компании отдел развития. С 2008 года этот отдел собирает и прорабатывает все предложения, поступившие в компанию: есть ли мировые аналоги, какие были сделки, аудитория, перспективы и т. д. Самые дельные — по 20–30 в месяц — включают в презентацию для правления. Пять входящих в него человек, принимая в расчет четыре критерия с разными весами, дают оценки каждой идее, на их основании принимается решение о том, делать проект или нет. Предпочтительнее, например, если инициатор идеи готов сам заниматься ее развитием и предлагает не покупку доли в своем стартапе, а проведение допэмиссии — значит, хочет вкладывать в развитие.

Дальнейшую схему работы с идеями отладили как конвейер. Если идея одобрена, создается рабочая группа по проекту. Менеджером чаще всего становится тот, кто принес идею, либо специально нанятый человек. Он сам набирает себе команду. В рабочую группу входят специалисты QIWI из функциональных подразделений: «командированный» в нее юрист оценивает риски и легитимность, финансист пишет бизнес-план, IT-специалист — схему транзакций. Срок проработки зависит от сложности проекта. За ходом любого проекта можно следить онлайн. Если команда меняется — все ходы записаны, новых людей легко ввести в курс дела. Поскольку проекты так или иначе связаны с технологиями, после запуска проект передают в IT-службу с четким описанием всех процедур: кто проект поддерживает, кто контролирует.

Все идеи можно разделить на четыре группы. B2B-проекты рассчитаны на повышение выручки с точки. Пример — услуга по продаже авиа и ж/д билетов через терминалы, которой пользуются около 100 000 человек в год (при средней цене билета $200 сервис позволяет собирать около $20 млн). Идею торговать электронными билетами принес полтора года назад один из сотрудников (в QIWI креативность стимулируют материально). Были сомнения, будет ли услуга востребована. Но, убедив авиакомпании попробовать, не прогадали.

К B2C-проектам относится все, что дает дополнительные возможности пользователям. Например, геолокационный сервис AlterGeo предложил QIWI позиционировать точки продаж в своем приложении — любой пользователь, зайдя в него с мобильного устройства, может увидеть, где ближайшие к нему терминалы. Такой сервис сделали и на портале QIWI Кошелек — партнеры из AlterGeo помогли позиционировать все точки и наложить на карту.

В последнее время в компанию поступает все больше идей, связанных с монетизацией портала, куда ежедневно заходят для работы со своими счетами 1,5 млн человек — сейчас, например, QIWI занимается реализацией крупного кобрендингового проекта.

Интересны и идеи по развитию банка (в прошлом году QIWI приобрела у одного из своих акционеров «1 Процессинговый банк», переименованный в QIWI-банк). Один из последних реализованных проектов — привязка карты QIWI Visa Virtual, которой можно расплачиваться в интернете, не засвечивая свою банковскую карту, к балансу виртуального кошелька: теперь не надо отдельно переводить деньги со счета на карту.

«Идей столько, что наши 350 программистов перегружены. Я бы еще столько же нанял, если бы на рынке были такие же толковые», — говорит Романенко. Объем вложений не ограничен. Пока все проекты укладывались в сумму $0,5-5 млн. Но, говорит Романенко, сейчас в стадии проработки есть проект, на реализацию которого потребуется около $20 млн. Подробностей не раскрывает: «Никогда не надо рассказывать, что собираешься делать — форы перед конкурентами не будет».

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru