Денежные машины захватывают Средний Урал

Банкомат сегодня является микроофисом, вынесенным прямо к клиенту. Региональные банки догоняют федеральных игроков по количеству банкоматов.

Уральские банки продолжают активно наращивать банкоматные сети и объединять их с коллегами по рынку. По словам экспертов, установка и содержание даже двух десятков банкоматов экономически выгоднее, чем открытие одного офиса. При этом на сегодняшний день только семь финансовых организаций, работающих в регионе, обладают здесь сетями, количество банкоматов в которых превышает 50 единиц. Аппараты каких банков дружат между собой и умеют чиниться самостоятельно, как сегодня обеспечивается их безопасность и какие комиссии взимаются с клиентов при операциях с картами, узнал корреспондент «УралПолит.Ru».

Собственные банкоматы нужны банкам для зарплатных проектов

Хотя в сетях крупнейших региональных банков насчитывается по несколько сотен банкоматов, основными игроками на этом рынке остаются структуры с госучастием, ведущие достаточно напряженную конкурентную борьбу. Так, после присоединения банкоматов Банка Москвы и Транскредитбанка сеть ВТБ24 на Урале выросла настолько, что в Первоуральске обогнала даже Сбербанк. Тут необходимо учитывать, что ТКБ обслуживает зарплатный проект градообразующего Новотрубного завода, поэтому логично, что количество его банкоматов в городе чрезвычайно велико. Если же смотреть в целом на картину по области, то разрыв между обоими банками увеличивается в разы. Примерно на 1200 банкоматов «Сбера» приходится 420 агрегатов ВТБ24. Следом за ВТБ24 идут УБРиР, собственная сеть которого состоит из 331 банкомата, и СКБ-банк с 300 банкоматами. «Альфа-банк» располагает 134 аппаратами. Его ближайший соперник МДМ-банк располагает только 69 аппаратами, еще 60 может похвастаться «Кольцо Урала». В сетях других банков зачастую не насчитывается и 30 устройств на весь регион.

Банки, не обладающие внушительным «аппаратным» ресурсом в области, все же чувствуют себя достаточно комфортно, заключая договоры с более крупными «соседями» или предпочитая вовсе не ставить здесь банкоматы. «Многое зависит от того, насколько бизнес банка завязан на зарплатных проектах, – пояснил в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» сотрудник одного из местных банков. – Именно «зарплатные» клиенты наиболее чувствительны к тарифам на обслуживание по банковским картам и к комиссиям, которые с них взимают в сторонних банкоматах». Здесь наблюдается и обратная взаимосвязь. «Наличие разветвленной сети самообслуживания – это один из важнейших критериев при выборе зарплатного проекта клиентом, – отмечает специалист отдела прямых продаж уральского филиала ВТБ24 Ильдар Сафин. – Существует практика, когда при заключении значимого зарплатного проекта дополнительные устройства устанавливаются конкретно «под клиента».

Одними из наиболее заметных «банкоматных союзов», клиенты участников которых могут пользоваться банкоматами внутри объединенной сети на условиях банка-эмитента их карт, являются связки «УБРиР – Альфа-банк – Инвестбанк», «Банк24Ру – ВУЗ-банк» и «ВТБ24 – ТКБ-Банк Москвы – ОТП-банк». Венгерский ОТП-банк также сотрудничает с МДМ-банком.

«Критериями отбора» для сотрудничества в плане банкоматных сетей являются количество устройств, география обслуживания, имидж банка и технологическая платформа, отмечает Ильдар Сафин. «Могут быть политические или бизнес-мотивы объединения сетей, – подчеркивает эксперт. – К примеру, банк может принять решение не развивать собственную сеть, а переориентировать клиентов на пользование устройствами банка-партнера с разветвленной сетью».

«Если существует офис, позволяющий взять на обслуживание достаточное количество банкоматов, например в крупных торговых центрах, то банку, конечно, нужно устанавливать собственные аппараты, – отмечает директор челябинского филиала ОТП-банка Дмитрий Рейдман. – Но их должно быть достаточно для комфортного обслуживания клиентов. Если банк не может себе этого позволить, то эффективнее заключить договор с банками, имеющими удобную сеть банкоматов».

По словам Дмитрия Рейдмана, количество банкоматов считается оптимальным, если они установлены как минимум в каждом спальном районе на центральной улице, в крупных супермаркетах и торговых центрах. «Если банкомат установлен в крупном торговом центре, он может окупиться за 3-4 месяца, – отмечает эксперт. – При установке в менее проходном месте окупаемость может составить от 6 месяцев до 1 года».

Владельцам «пластика» стоит помнить, что комиссия за обналичивание средств может по закону сниматься с него даже в банкоматах структуры, эмитировавшей его карту, если такая возможность предусмотрена тарифными планами, говорят эксперты. «Расходы держателя карты при получении наличных по карте через банкомат могут складываться из комиссий банка-эмитента карты и платежной системы, – поясняет Ильдар Сафин. – Если пользоваться чужим банкоматом, то с клиента взимается комиссия, предусмотренная платежной системой карты. Например, у Visa эта комиссия составляет 1 %, но минимум 100 рублей». Всего же, по словам представителей банков, есть три вида комиссий, которые по закону могут взиматься при использовании банкоматов. «Это комиссии за выдачу наличных, за получение выписки по счету и за получение информации об остатке на счете, – рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru» начальник управления рекламы и PR СКБ-банка Андрей Ермоленко.

От грабителей спасают видеокамера и страховка

Банкиры не называют конкретных расходов на содержание и развитие банкоматных сетей, но отмечают, что это обходится гораздо дешевле новых офисов. «Легче поставить двадцать банкоматов, чем открыть одно отделение, – отметил в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» председатель уральского банка Сбербанка Владимир Черкашин. – Банкомат сегодня является, по сути, микроофисом, вынесенным прямо к клиенту».

По словам эксперта, количество операций с банкоматами сегодня увеличивается, при этом в них постоянно растет и доля платежей. «Можно сказать, что мы учим клиентов пользоваться другими услугами, кроме традиционного обналичивания», – подчеркивает Владимир Черкашин. «При всем многообразии услуг, предлагаемых сегодня банкоматами, приходится признать, что страсть к обналичиванию у клиентов остается, – возражают эксперты «Кольца Урала». – Основная масса держателей карт все же пользуется двумя-тремя «услугами» банкоматов, к которым относятся снятие наличных, оплата интернет-провайдинга, услуг сотовых операторов. Только 4 % транзакций – это расчеты в торгово-сервисных предприятиях, остальная доля приходится на снятие наличных. Такой подход к использованию карт имеет очень простое объяснение: недостаточный уровень финансовой грамотности населения и стереотипы об электронных деньгах. Населению все еще проще держать валюту в руках, нежели использовать безналичные расчеты».

Но ситуация, по словам представителей «Кольца Урала», может измениться в самое ближайшее время. Решение проблемы они видят в развитии кобрендинговых программ. «Наличие карты, которая позволяет не просто снимать деньги и расплачиваться в магазине, но еще и дает существенную скидку, а также наделяет ее обладателя вип-статусом в том или ином заведении, поможет изменить психологию потребителя», – считают эксперты банка.

Сегодня под весьма острым вопросом остаются безопасность и стабильность работы банкоматов. Сообщения о том, что в том или ином населенном пункте был ограблен или засбоил банкомат, продолжают периодически появляться в региональной прессе. Основными решениями проблем сохранности денег в банкоматах являются их видеомониторинг и страховка. «На сегодняшний день сотрудники банка, в том числе и служба безопасности, мониторят в онлайн-режиме все банкоматы, – рассказывает Ильдар Сафин. – Также размещение банкоматов производится только на территории магазинов, супермаркетов, торговых центров и предприятий, у которых имеется вневедомственная охрана или же охраняется сотрудниками милиции, с обязательным выводом тревожной кнопки на пульт охраны. На все аппараты и наличность в них оформляется страховка».

Сбербанк, работа банкоматов которого уже достаточно давно вызывает серьезные нарекания общественности, «научил» банкоматы проводить мониторинг собственного состояния и во многих случаях самостоятельно исправлять ошибки. «Автоматизированная система постоянно связывается с банкоматами, они оповещают ее об обнаруженных сбоях в работе и по мере возможностей самовосстанавливаются без прекращения работы», – рассказывает Владимир Черкашин и показывает отчет о работоспособности всех устройств в региональной сети, пришедший ему утром. В нормальном режиме работают около 95 % банкоматов – это, по словам банкира, хороший показатель.

Эксперты связывают будущее рынка со снижением наличных расчетов

Об увеличении конкуренции между банкоматами с функцией приема наличных и терминалами моментальных платежей, через которые можно погашать банковские кредиты, сегодня речи не идет, уверен Ильдар Сафин. «Зачастую терминалы оплаты устанавливаются в магазинах и торговых центрах, где существует ограничение в режиме работы, – отмечает эксперт. Большая часть банкоматов работает в круглосуточном режиме, и всегда имеется возможность оплатить ту или иную услугу. Помимо этого, терминалы оплаты за большую часть операций взимают комиссии с клиента, а например у нас нет комиссий на совершение большинства бытовых платежей».

Говоря о будущем рынка банкоматов и платежных терминалов, Владимир Черкашин отмечает, что в дальнейшем роль наличных денег в расчетах населения будет снижаться. «У нас уже сейчас в регионе работает около 700 терминальных устройств, не оборудованных хранилищами для денег, – говорит он. – Это простые и достаточно дешевые аппараты со всем функционалом банкоматов, которыми можно пользоваться только для операций с банковскими картами и интернет-банком. Таким образом мы разграничиваем потоки клиентов, которым нужны операции с наличными и которым нужны расчетные операции».

«Конечно, удобство банкомата сегодня заключается в том, что с использованием пластиковой карты, а иногда и без нее, не снимая наличность и не теряя лишнего времени, можно совершать различные платежи и переводы», – говорит Дмитрий Рейдман.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru