Электронные деньги набирают обороты в России


26.04.2011

В 2010 году рынок электронных денег в России демонстрировал устойчивый рост: объем пополнений электронных кошельков вырос с 40 до 70 млрд рублей, а число активных клиентов за прошлый год увеличилось на 50% и достигло 30 млн.

"Лидером роста среди услуг по итогам первого квартала 2011 года стала оплата штрафов и пошлин, - говорит председатель совета директоров QIWI Борис Ким. - Ниже по шкале популярности стоит оплата покупок в интернет-магазинах, погашение кредитов, платежи виртуальными картами, а также денежные переводы. Что же касается самых популярных интерфейсов, то стремительный рост оборотов продемонстрировали платежные приложения для социальных сетей, веб-сайтов и мобильных платформ. Большой интерес у пользователей вызывали приложения для платформ Android и iPhone. SMS-команды для простого и быстрого управления электронным кошельком и USSD-команды, позволяющие пополнить счет мобильного телефона даже при отсутствии средств, также популярны среди пользователей".

Однако, несмотря на очевидную положительную динамику, существует ряд факторов, препятствующих развитию российского рынка электронных денег. И главным остается не определенное до конца законодательное регулирование рынка. "Электронные платежи - один из самых перспективных сегментов IT-рынка, однако вряд ли кто сегодня может в точности сказать, как именно он станет развиваться в ближайшее время. Многое зависит от того, когда и в каком виде будет принят закон об электронных деньгах и какие компании останутся в числе основных игроков, - говорит председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. - В прошлом году в Государственную Думу был внесен законопроект "О национальной платежной системе", который сейчас готовится ко второму чтению. В законопроекте останется пункт о безотзывности платежей, но в ограниченном варианте. В документе также остался пункт о локализации иностранных операторов, который должен повысить уровень конкуренции за счет развития российских платежных систем и обеспечения для них равных с международными условий. Исключен пункт об отмене 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", что хорошо для отрасли. Кроме того, согласно законопроекту, руководство эмиссией электронных денег может быть передано Центробанку РФ. Согласно позиции Центробанка, коммерческие организации, владеющие электронными платежными системами, должны сотрудничать с кредитными учреждениями, поскольку эмитировать электронные деньги должны банки. Пока что все организации, работающие в сфере электронных денег, предоставляют отчетность в ЦБ на добровольной основе. Для получения же лицензии ЦБ необходимо иметь уставный капитал в размере 18 млн рублей. Примерно столько же составят первоначальные затраты на набор дополнительного персонала, закупку банковского программного обеспечения. Это увеличит стоимость электронно-денежных услуг, что, в свою очередь, сделает их менее конкурентными".

"Но законопроект об электронных деньгах в любом случае необходим, - считает владелец домена ЯДеньги.Ру Михаил Харламов. - Однако я опасаюсь, что законодатели "зажмут гайки" (лицензии, разрешения, ограничения) и позволят действующим участникам рынка электронных денег еще больше монополизировать его".

Аналитики считают, что опасения насчет монополизации рынка отнюдь не беспочвенны: даже сегодня крупных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Фактически рынок поделен между четырьмя компаниями: WebMoney, "Яндекс.Деньги", QIWI и i-Free.

"Впрочем, несмотря на дискуссию вокруг этих законопроектов, скорого передела рынка вряд ли можно ожидать, - считает аналитик RMG Алексей Минаев. - Определить, в чьих руках окажется этот бизнес, можно будет лишь через три-пять лет".

"Если говорить о потребителях электронных денег - все будет зависеть от того, что именно войдет в итоговую версию закона, - комментирует генеральный директор платежной системы "Яндекс. Деньги" Евгения Завалишина. - При плохом раскладе потребителям придется или дороже платить за те же услуги, или вовсе лишиться возможности такие услуги получить. Но если нам всем повезет и закон в итоге выйдет без надуманных ограничений и требований, то потребителям станет лучше: будут четко понятны правила игры на рынке, что обычно ведет к повышению качества услуг и во многих случаях еще и к снижению их стоимости".

Согласно опросу фонда "Общественное мнение", 7 процентов российской интернет-аудитории (2,24 миллиона человек) каждый месяц пользуются электронными деньгами. 54 процента пользователей покупают музыку и видео, 29 процентов - ПО. Среди пользователей электронных платежей преобладают мужчины - 64 процента. Средний возраст владельцев электронных кошельков - от 18 до 34 лет (72 процента), большая часть пользователей - с высшим образованием (54 процента). Потенциальные же потребители этой услуги несколько отличаются от описанного портрета: они моложе, чуть менее обеспечены и проживают не в столице, а в крупных и маленьких российских городах. Следовательно, чтобы завоевать их лояльность, компаниям необходимо идти в регионы. "Рынок электронных платежей - тот самый случай, когда судьбу рынка фактически будут решать не сами игроки, а пользователи, - отмечает Михаил Харламов. - И голосовать они станут своим кошельком. В данном случае - виртуальным. Чем более простой, удобной, многофункциональной и надежной окажется платежная система, тем больше у нее шансов сохранить свои лидерские позиции".

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru