"Слухи о смерти платежных терминалов" обсудили за круглым столом по электронным платежам


20.04.2011

Будущее электронных платежей обсудили на круглом столе в Санкт-Петербурге участники отрасли. В мероприятии приняли участие директор по продуктам и развитию бизнеса «ВымпелKом» Виктор Маркелов, советник председателя правления Банка СИАБ Андрей Ремизов, вице-президенты QIWI по коммерции Александр Агаков и по маркетингу и развитию Максим Попов, генеральный директор «QIWI Кошелек» Андрей Попков, заместитель генерального директора «Яндекс.Деньги» Наталья Хайтина, вице-президент по мобильным разработкам DataArt Денис Марголин, технический директор «Одваре» Юрий Колдаев. Модератором круглого стола выступил главный редактор Mobile-review Эльдар Муртазин.

Особено бурную дискуссию вызвали "слухи о смерти платежных терминалов".

Электронные платежи – это платежи с помощью мобильного телефона, интернет-кошельки (Яндекс.Деньги, WebMoney), моментальные платежи через терминалы (QIWI, CyberPlat). Нет единой статистики о том, сколько граждан России пользуются электронными платежами, однако по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) объем российского рынка моментальных платежей в 2010 году вырос на 19%, достигнув 772,2 млрд. руб. Это почти вдвое превышает этот показатель за 2007 г. (395 млрд. руб.). Выросла и сумма среднего платежа, поднявшись, по сравнению с 2009 г. на 20% до 132 руб. При этом доля платежей за сотовую связь в общем обороте рынка снизилась до 73,5%. Для сравнения, в 2009 г. она составляла 81%.

Как рассказал вице-президент по маркетингу и развитию QIWI Максим Попов, в первом квартале 2011 г. услугами компании воспользовались примерно 82 млн. уникальных пользователей. 40 млн. пользователей были зарегистрированными в системе, из них 7 млн. активных, то есть проводящих транзакции каждый месяц.

Главный редактор MobileReview Эльдар Муртазин отметил, что еще несколько лет назад банки очень боялись выхода на рынок электронных платежей альтернативных игроков, однако сейчас они уже успокоились. Это подтвердил Андрей Ремизов, советник председателя правления банка «СИАБ», отметив, что телефон не победит банкомат, как и банкомат не победит телефон, вместо этого разные способы электронных платежей займут свою нишу, каждая технология будет востребована своим потребителем. С ним согласилась Наталья Хайтина, заместитель генерального директора Яндекс.Деньги, отметив, что банки и электронные платежные системы дополняют друг друга. «На банковских картах обычно лежит большая сумма, зарплата, основная задача – защитить ее. Поэтому картой пользуются неохотно. В интернет-кошельках крупного остатка, как правило, нет, поэтому использовать подобные системы для разовых покупок в интернете проще и безопаснее» - объяснила она.

Между тем, банки пытаются освоить нетрадиционные для себя способы платежей. Крупнейшие банковские игроки - Сбербанк, ВТБ24, Альфа-банк и др. в 2010 г. начали осваивать моментальные платежи, занявшись терминальным бизнесом.

Также о совместном пилотном проекте ВымпелКома, Альфа-Банка и Visa рассказал Виктор Маркелов, директор по продуктам и развитию бизнеса ВымпелКом (бренд Билайн). С 1 февраля 2011 г. абоненты Билайн в некоторых городах могут выпустить к своему номеру мобильного телефона предоплаченную карту — виртуальную или пластиковую, которая будет связана с их телефонным счетом. Виртуальный вариант карты позволяет использовать средства на балансе мобильного телефона для оплаты покупок в интернете и снятия наличных в банкоматах Альфа-Банка. Каждая операция по виртуальной карте подтверждается одноразовыми реквизитами, что делает ее максимально безопасной для платежей в интернете. А пластиковую карту, привязанную к балансу на телефоне, можно использовать для оплаты покупок в торговых точках, интернете и для снятия наличных в банкоматах любых банков.

Однако участники встречи разошлись во мнениях относительно будущего платежных терминалов. По мнению Дениса Марголина, вице-президента по мобильным разработкам компании DataArt, пользователи скоро поймут, что им нет смысла снимать деньги с пластиковой карты, чтобы положить их на телефон или заплатить за коммунальные услуги, а проще сразу перевести с нее средства в форме, например, интернет-платежа, чтобы не переплачивать из-за высокой комиссии на терминалах.

«Период бурного роста терминалов завершился – считает Виктор Маркелов – Причиной стала высокая комиссия, которая доходит до 10%». Действительно, в целом по рынку средняя комиссия в терминалах за прошлый год выросла с 5,7% до 8%.

Эльдар Муртазин отметил, что на фоне роста комиссий в терминалах операторы в минувшем году смогли повысить собираемость платежей через собственную розницу.

Представители QIWI не согласились с таким взглядом.

«Слухи о смерти терминалов сильно преувеличены – считает вице-президент по коммерции QIWI Александр Агаков – Мы добавляем себе новые сервисы, чтобы можно было обойтись без платежей за сотовую связь». Между тем, в настоящий момент именно сотовые платежи составляют около 75% оборота компании. Он также отметил, что рост комиссии отчасти связан со снижением вознаграждения за транзакции от сотовых операторов, поэтому комиссию приходится повышать, чтобы сохранить рентабельность. По его словам, сейчас средняя комиссия за перевод средств на счет телефона в терминалах QIWI составляет 8%, однако в этом году она должна снизиться до 6-7%, а в следующем – до 5%.

Максим Попов же рассказал, что терминалы, являющиеся российским ноу-хау, активно выводятся QIWI на международный рынок. Компания работает уже в 16 странах. Среди них Индия, Китай и европейские страны – Сербия, Латвия, Румыния, Болгария. В ближайшее время планируется выход в Италию, Японию, США.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru