Смогут ли платежи населения за услуги связи и ЖКХ миновать банки, решит комитет Госдумы по финансовому рынку


08.04.2009

Закон о платежных терминалах, который должен закрепить их право на существование, вернулся в Госдуму с поправками Совета Федерации. Сможет ли плата населения за услуги связи и ЖКХ миновать банки, теперь зависит от решения, которое депутаты примут в среду.

Сегодня Госдума вернется к рассмотрению законопроекта о платежных терминалах, неожиданно отклоненному Советом Федерации. Накануне верхняя палата парламента направила материалы со своими пожеланиями по исправлению документа в профильный комитет Думы – по финансовому рынку, сообщил спикер Борис Грызлов. По информации «Газеты.Ru», в среду комитет будет решать дальнейшую судьбу проекта. «Ни у кого нет сомнения, что этот законопроект нужно принимать, и мы найдем решение, которое удовлетворит обе стороны», – заверил Грызлов.

Идея закона о платежных терминалах, точнее, поправок в закон «О банках и банковской деятельности», родилась еще в 2007 году. Тогда, как уверяли глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, России грозил «кризис неплатежей». Причиной его стало указание Центробанка, делавшее банки одним из обязательных звеньев цепочки. Фактически, ЦБ обязал организации, принимающие платежи, заключать договор с банками, в которых открыты счета конечных получателей денег.

Регулятор объяснял свои действия исключительно заботой о безопасности населения, компании-операторы терминалов считали, что банки таким образом пытаются избавиться от конкурентов.

Однако принять закон до «часа икс» не успели (против, в частности, выступал министр финансов Алексей Кудрин) и «кризис» удалось предотвратить только благодаря закрытому совещанию в Белом доме с участием главы комитета Госдумы, Минфина, ЦБ, и МВД. С тех пор рынок терминалов держится на устном разъяснении, что обе схемы – агентские соглашения и договоры с банками – остаются в силах.

Тем не менее, в Госдуме пакет документов, пополнившийся за год еще и специальным проектом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», вызвал бурные обсуждения – споры раскололи даже членов «Единой России». Уже на финальной стадии, в апреле 2009 года, он неожиданно был отклонен Советом Федерации. Вопросы у Совета Федерации возникли в основном к поправкам в закон о банках, но «завернули» оба документа. В частности, сенаторам не понравилось предложение дополнить терминалы контрольно-кассовой техникой, что может вылиться для банков в сотни миллионов рублей новых трат.

«Подчеркну, что более чем за год работы над законопроектом члены Совета Федерации ни разу не высказали своих претензий к законам, не внесли ни одной поправки. Удивительно, что за пять дней, которые прошли с момента принятия Госдумой пакета законов у сенаторов нашлись нарекания», – сказал тогда член комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев. По его словам, в России насчитывается около 400 тысяч точек приема, из них около 200 тысяч – терминалы, а банкоматов только 40 тысяч, «таким образом, сенаторы отказались развернуть систему платежей лицом к рядовому плательщику». Многие вслух говорили влиянии банкиров.

«В этой ситуации можно говорить о неприкрытом банковском лобби. Наверное, банкиры посчитали, что средствам, которые могли быть затрачены на контрольно-кассовую технику, в случае принятия законов, может быть найдено другое применение», – заявил председатель подкомитета по законодательству об организации денежных расчетов и платежей Денис Волчек.

«Здесь сыграли свою роль и интересы одного из крупнейших секторов экономики (банковского), и государственная политика антикоррупционного, антитеррористического контроля и даже интересы рядовых граждан», – примиряет многие подходы руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Авилова.

По ее словам, минусы у проекта действительно были. Например, он не решил вопрос о том, кто будет отвечать за потерявшиеся по дороге средства. По плану, наличие чека, подтверждающего платеж, освобождает от ответственности самого плательщика. «Но вряд ли адресата утешит тот факт, что гражданин опустил деньги в терминал», – замечает Авилова. Решение этой проблемы уже предложено – страховать риски, обозначить нарушения, назначить ответственных и меры ответственности. «Однако это снизит рентабельность и усложнит этот вид расчетов для всех участников», – вздыхает эксперт.

По ее мнению, «весьма сомнительно», что российские банки изначально тормозят развитие системы платежных терминалов из-за нежелания терять монополию. «Все расчеты даже с использованием терминалов неизбежно на какой-то стадии проходят через банк. Кроме того, разгружаются операционные залы и сотрудники кредитных учреждений», – объясняет она. И искренне надеется, что вето Совета Федерации будет преодолено, а закон поправлен и принят.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru