Во втором чтении Госдума рассмотрит ряд предложений и поправок к закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»


02.10.2008

Вчера Госдума одобрила законопроект, касающийся работы платежных терминалов. Одним из основных требований, предъявляемых владельцам платежных систем, стало обязательное оснащение каждого терминала специализированной контрольно-кассовой техникой (ККТ). Новый закон призван бороться с обналичиванием средств через терминалы, однако некоторые участники рынка сомневаются в эффективности предложенных мер.

Вчера Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Проект закона закрепляет основные понятия в отношении участников рынка и определяет сферу регулирования. Проект нового закона включает в себя норму об обязательном оснащении платежных терминалов ККТ. Законопроектом установлены особые требования к чеку: он должен быть напечатан на высококачественной бумаге и хорошо читаем в течение трех лет. Теперь также закреплено право заниматься деятельностью по приему платежей за индивидуальными предпринимателями.

Во втором чтении Госдума рассмотрит ряд предложений и поправок к закону. В частности, Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) предложила изменить положение о ККТ. «Установка ККТ на каждом терминале обходится его владельцам в 40 тыс. руб., на обязательное оснащение всех терминалов рынок потратит до 200 млн долл. Расходы компаний, осуществляющих установку ККТ, можно сократить, если фискализировать процессинговый центр», — говорит пресс-секретарь НАУЭТ Антон Усачев. По оценкам НАУЭТ, объем рынка моментальных платежей на конец 2007 года составил 20 млрд долл., общее количество терминалов — 100 тыс. В ближайшие два-три года их число может вырасти до 130—140 тыс.

Ранее многие участники рынка моментальных платежей через терминалы занимались сбытом полученной наличности сторонним лицам. Новый закон призван установить контроль за движением потока наличности за счет установки ККТ, однако участники рынка сомневаются в эффективности установленных положений.

По мнению одного из участников рынка, новый законопроект имеет целый ряд недостатков и «канонизирует сложившуюся практику бесконтрольного приема платежей на рынке терминалов». По его мнению, установка кассовых аппаратов не решит проблемы, так как они учитывают выручку, а не отслеживают финансовые потоки.

Однако новый закон может привести к уходу с рынка небольших игроков, которые делали ставку в своем бизнесе на обналичивание. «У компаний, привыкших работать без фискальных регистраторов, больше не будет возможности проводить платежи по серой схеме. Естественно, это ударит по их бизнесу», — считает исполнительный директор «Киберплат» Владимир Кузнецов. По его словам, доходы платежных агентов составляют 15% от оборота, из них 2—3% приходится на доходы, получаемые от операторов, 5—7% — процент с отчислений, остальное — это доход от продажи наличности. Идея фискализировать процессинговые центры, которая может быть поддержана во втором чтении, негативно скажется на рынке, говорит г-н Кузнецов, так как этот шаг не позволит контролировать потоки денежных средств на местах. Генеральный директор «Спринтнет» Рустэм Ахтаров говорит, что новый закон негативно отразится на малом и среднем бизнесе. Оснащение ККТ обходится в 1,5 тыс. долл. и составляет примерно половину от стоимости самого терминала, при этом средний счет абонента по Москве составляет 90 руб., в регионах — 70 руб. «Переоснащать малорентабельные точки бессмысленно, так как с финансовой точки зрения это просто невыгодно — вложения не окупятся. Если закон будет принят в том виде, в котором он есть сейчас, нам придется сократить число терминалов», — заключил г-н Ахтаров.

Это архив сайта Kiosks.ru. Новая версия - по адресу http://kiosks.ru